Современная ситуация глобально-кризисных проблем может быть разрешена путем актуализации высокого профессионализма и творческого мастерства в осуществлении самых разнообразных сфер деятельности. По мнению ученых, в этой ситуации особое значение приобретает изучение и анализ успешных и творческих форм профессионального мастерства, разработка оптимальных технологий развития профессионализма, исследование процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности на основе синтеза достижения наук о человеке. Исследование закономерных связей и зависимостей между уровнями продуктивности и личностными параметрами отдельных специалистов, включая социальную перцепцию, будет способствовать реализации творческих потенциалов на пути к вершинам созидательной деятельности.
В задачи нашего исследования входит изучение составляющих социально-перцептивного процесса как основы продуктивного профессионального педагогического взаимодействия в системе «преподаватель – студент».
Раскрытие взаимосвязи между восприятием и взаимодействием тесно связано с гуманистической направленностью образовательного процесса, особенностями личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов в педагогике. В связи с этим необходимо отметить те положения, которые, по мнению А.В. Афониной, являются основополагающими в рассмотрении данной проблемы.
Личность определяет меру усилий, интеллекта, воли, настойчивости, которые могут стать необходимым «снаряжением», обеспечивающим решение социальной, трудовой, профессиональной или жизненной задачи. Так, исследователь заявляет о необходимости «сменить парадигму управления и манипулирования людьми на парадигму самоуправления, самореализации для достижения соразмерности личности сверхсложному социуму».
По мнению К.А. Абульхановой-Славской, квалификация личности как субъекта саморазвития может быть определена тем, как разрешаются различного рода противоречия:
между наличным состоянием и уровнем развития личности, способом ее организации, согласованием с социальными условиями и идеальным состоянием и качеством;
между генетически заложенными потребностями личности, ее потенциями и мерой их реализации;
между притязаниями и усилиями личности и их результатами.
В свое время С.Л. Рубинштейн, характеризуя структуру личности, выделил три ее составляющие:
чего хочет человек (потребности, мотивы, притязания);
что он может (способности, возможности, ресурсы);
что есть он сам (мировоззрение, характер и т.д.) .
В данной структуре личностные противоречия могут усугубляться противоречиями с социумом, если желания не соответствуют способностям, а характер не позволяет использовать способности в направлении осуществления желания. Гармонизация этих составляющих обеспечивает сверхвозможности субъекта. То есть за основу рассмотрения берется не личность в ее общепсихологическом смысле (как систему потребностей, способностей, сознания, чувств, характера), а система личности как субъекта деятельности (труда, профессии, творчества) и жизнедеятельности в целом, который «распоряжается» не только своими психическими способностями (и личными качествами), но волей, характером для решения профессиональных и жизненных задач на достигнутом уровне их внутреннего согласования и совершенства.
Прочее о педагогике:
Трудности школьников в понимании числа
Как ни сильна в школьном обучении, по программе развивающего обучения, тенденция сведения всех форм числа к одной – отношению величин, к числу как к абстрактному средству измерения, построение школьного курса математики, сталкивается с большими психологическими трудностями . Обычно математическое р ...
Подготовка, проведение и анализ деловой игры
Для проверки гипотезы исследования в группах студентов 3-4 курсов ИГНД Томского Политехнического Университета был проведен обучающий эксперимент, в котором приняло участие 13 студентов. Участники были разбиты на две группы: контрольная и экспериментальная. Для сравнения уровня подготовки участников ...
Творческая деятельность военного ансамбля как пропаганда культурных
исторических и военно-патриотических аспектов в воспитании
Цель военных ансамблей – пропагандировать культурное, историческое и военно-патриотическое воспитание. Концертный ансамбль Центрального Дома Офицеров, пожалуй, больше знают в войсках, чем в столице. Он постоянно гастролирует, несет свое искусство в массовую воинскую аудиторию. Руководит ансамблем п ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.