Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Раскрытие взаимосвязи социального восприятия и характера педагогического взаимодействия

Раскрытие взаимосвязи социального восприятия и характера педагогического взаимодействия

Страница 1

Современная ситуация глобально-кризисных проблем может быть разрешена путем актуализации высокого профессионализма и творческого мастерства в осуществлении самых разнообразных сфер деятельности. По мнению ученых, в этой ситуации особое значение приобретает изучение и анализ успешных и творческих форм профессионального мастерства, разработка оптимальных технологий развития профессионализма, исследование процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности на основе синтеза достижения наук о человеке. Исследование закономерных связей и зависимостей между уровнями продуктивности и личностными параметрами отдельных специалистов, включая социальную перцепцию, будет способствовать реализации творческих потенциалов на пути к вершинам созидательной деятельности.

В задачи нашего исследования входит изучение составляющих социально-перцептивного процесса как основы продуктивного профессионального педагогического взаимодействия в системе «преподаватель – студент».

Раскрытие взаимосвязи между восприятием и взаимодействием тесно связано с гуманистической направленностью образовательного процесса, особенностями личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов в педагогике. В связи с этим необходимо отметить те положения, которые, по мнению А.В. Афониной, являются основополагающими в рассмотрении данной проблемы.

Личность определяет меру усилий, интеллекта, воли, настойчивости, которые могут стать необходимым «снаряжением», обеспечивающим решение социальной, трудовой, профессиональной или жизненной задачи. Так, исследователь заявляет о необходимости «сменить парадигму управления и манипулирования людьми на парадигму самоуправления, самореализации для достижения соразмерности личности сверхсложному социуму».

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, квалификация личности как субъекта саморазвития может быть определена тем, как разрешаются различного рода противоречия:

между наличным состоянием и уровнем развития личности, способом ее организации, согласованием с социальными условиями и идеальным состоянием и качеством;

между генетически заложенными потребностями личности, ее потенциями и мерой их реализации;

между притязаниями и усилиями личности и их результатами.

В свое время С.Л. Рубинштейн, характеризуя структуру личности, выделил три ее составляющие:

чего хочет человек (потребности, мотивы, притязания);

что он может (способности, возможности, ресурсы);

что есть он сам (мировоззрение, характер и т.д.) .

В данной структуре личностные противоречия могут усугубляться противоречиями с социумом, если желания не соответствуют способностям, а характер не позволяет использовать способности в направлении осуществления желания. Гармонизация этих составляющих обеспечивает сверхвозможности субъекта. То есть за основу рассмотрения берется не личность в ее общепсихологическом смысле (как систему потребностей, способностей, сознания, чувств, характера), а система личности как субъекта деятельности (труда, профессии, творчества) и жизнедеятельности в целом, который «распоряжается» не только своими психическими способностями (и личными качествами), но волей, характером для решения профессиональных и жизненных задач на достигнутом уровне их внутреннего согласования и совершенства.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Словарная работа на уроках русского языка
Эффективность обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной деятельности школьников. Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоят ...

Годичные изменения показателей физической подготовленности школьников 6-7 классов, занимающихся физической культурой по обычной и экспериментальной программе
Результаты тестирования девочек 6-7 классов, занимающихся физической культурой по разработанной (экспериментальная группа) и обычной (контрольная группа) программе приведены в таблицах 2,3. Из представленных данных следует, что исходный уровень физической подготовленности девочек примерно одинаков ...

Понятие детской литературы и ее жанров
В связи с тем, что нами определена тема работы « Формирование временных представлений детей дошкольного возраста на примере использования детской литературы», выше уже были раскрыты понятие времени, особенности его восприятия детьми дошкольного возраста. Далее остановимся на понятии детской литерат ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru