Рассмотрение особенностей деятельности и общения, процесса продуктивного взаимодействия, поиска критериев «субъектности» приводит к мысли о необходимости остановиться на понятии «позиция», т.к. оно нередко используется в характеристике профессиональной педагогической деятельности многими психологами . В отличие от субъективных отношений, смыслов, позиция представляет собой совокупность уже реализованных или реализуемых в деятельности и общении отношений, ценностей, идеалов. Говоря о жизненной позиции, авторы выделяют девять ее характеристик. По отношению к профессиональной педагогической позиции, когда личностный аспект является чрезвычайно важным, А.В. Афонина отмечает как необходимые следующие формулировки:
позиция – это «выработанный личностью (при данных условиях) способ реализации своей общественной жизни, место в профессиональной деятельности, способы самоактуализации и самореализации»;
позиция – это «совокупность – «ансамбль» объективных и субъективных отношений личности и способов их реализации, характеризуемых определенной степенью соответствия ее потребностям, ценностным ориентациям и принципам».
Автор отмечает, что позиция во многом определяет характер взаимодействия субъектов, так как оно (взаимодействие) можно представить как единство его формальной и содержательной сторон. Содержательная сторона – это и есть система «отношений к .», которая детерминирована мотивами, ценностями, потребностями, жизненными и профессиональными целями, т. е. профессионально-личностной направленностью. Формальная сторона описывается поведенческими, инструментальными особенностями взаимодействия, его средствами, способами, приемами, которые также связаны с позицией педагога. В зависимости от того, какова этическая, мировоззренческая позиция участников взаимодействия, основываясь на идеях С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бодалева , можно выделить два их типа. В первом из них, другой человек выступает как средство для достижения целей, а отношения протекают лишь на поведенческом уровне, т.е. принимаются в расчет лишь поступки другого, а не его отношение. Во втором случае, один партнер относится к другому как к личности, т.е. за ним признается вся совокупность человеческих прав и качеств, в том числе и право быть непохожим на других, право на выбор, на свой образовательный или, в целом, жизненный путь.
Таким образом, взаимодействие может строиться конкретным человеком, исходя из признания другого человека безусловной и высшей ценностью, или быть безличным, т.е. особенности восприятия преподавателя студентами могут определять либо манипулятивный характер (получение хорошей оценки, избегание неудачи, т.е. отношение к педагогу как средству удовлетворения собственных потребностей), либо ценностно-смысловой характер профессионального педагогического взаимодействия, главным результатом которого является позитивное развитие личности обучаемого: приращение знаний и умений, овладение разными видами деятельности, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, природе, людям, самому себе.
В отечественной психологии отмечается, что профессионал в современном значении слова – это, прежде всего, стремление личности, предъявить миру свое «Я» (составляющие его смыслы) через «деловое поле» той или иной социальной деятельности, зафиксироваться (определиться) в ее результатах. В мировосприятии, в концепции жизни профессионала происходит как бы слияние личностного и профессионального: жизненного пути и профессионального пути в единый путь – цель.
Прочее о педагогике:
Методика обучению детей измерению величины
Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности. Тарунтаева Т.В. отмечает, что вначале формируется представление о величине как пространственном признаке предмета. Детей учат выделять данный признак наряду с другими ...
Особенности развития детей в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же ...
Классификация методов воспитания
Создание метода — это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в ни ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.