Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе

Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе

Страница 1

Исходя из научной проблемы, целей и задач исследования, мы определили экспериментальную базу и разработали программу констатирующего эксперимента. Составляя программу исследования, мы исходили из необходимости выявления особенностей взаимосвязи восприятия преподавателя студентами и показателей продуктивного педагогического взаимодействия.

Экспериментальной базой исследования стали Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет и университет Российской академии образования. В исследовании приняли участие студенты разных курсов, очной и заочной форм обучения психологического факультета (39 человек) и дорожно-строительного факультета (74 человека), аспиранты и руководители образовательным процессом (10 человек). Всего в исследовании было задействовано 123 испытуемых.

Организация исследования предусматривала три этапа:

Подготовительный этап (сентябрь, 2009):

определение целей и задач исследования;

выбор объекта и предмета исследования;

определение гипотезы;

изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования.

Констатирующий этап (октябрь, 2009):

подбор методов и экспериментальных методик;

определение образа «идеального преподавателя» в представлениях студентов;

выделение значимых качеств личности преподавателя вуза;

выявление показателей продуктивного и непродуктивного педагогического взаимодействия;

выявление особенностей взаимосвязи восприятия студентами преподавателя и продуктивного педагогического взаимодействия.

Заключительный этап (ноябрь-декабрь, 2009):

обработка и обобщение полученных результатов.

Реализация констатирующей части исследования предполагала проведение анкетирования, опроса, тестирования. Они были нацелены на выявление особенностей социальной перцепции в образовательном процессе, особенностей ее содержательных и структурных составляющих, специфики восприятия и педагогического взаимодействия у различных групп испытуемых.

Беседа в качестве метода научного исследования применялась на всех его этапах. Применение метода беседы со студентами на подготовительном и констатирующем этапах позволило расширить систему фактов, полученных с помощью других методов. Беседа использовалась как вспомогательный метод.

С целью изучения образа идеального и реального преподавателя нами проводились мини-сочинения «Идеальный образ преподавателя высшей школы». Сочинение состояло из двух частей. К первой части давалась инструкция: «Опишите, какими бы Вы хотели видеть преподавателя высшей школы». Ко второй части – предполагалась инструкция: «Опишите собирательный образ преподавателей вуза, ведущих занятия на Вашем факультете». Обработка результатов проводилась с помощью контент-анализа, суть которого заключалась в выделении в тексте (мини-сочинении) смысловых единиц, т. е. объекта, о котором имеется высказывание в тексте, а также различных черт и свойств объекта.

Целью использования анкеты № 1 «Оценка качеств личности преподавателя вуза» (модификация анкеты Н.Б. Шлыковой) было выявление оценочного суждения о личностных и профессиональных качествах преподавателя. Респонденты оценивали 17 качеств преподавателей по пятибалльной шкале.

Далее студентам предлагалось проранжировать представленные в анкете личностные и профессиональные качества, которые были разделены на следующие группы:

а) профессиональные качества, необходимые для организации познавательной деятельности студентов;

б) свойства личности, проявляющиеся в отношении преподавателя к студентам;

в) личностные качества.

Ранжирование данных качеств студентами позволило выявить их идеал преподавателя высшего учебного заведения.

Анкета № 2 «Оценка продуктивности педагогического взаимодействия экспертом» (разработанная на основе тестовой карты А.А. Леонтьева). В задачу испытуемых входила оценка степени выраженности параметров педагогического взаимодействия. Оценка производилась по семибалльной шкале, меньшее число соответствовало низкому уровню педагогического взаимодействия или его непродуктивному характеру. Полученные результаты послужили основанием для определения характера педагогического взаимодействия в целом.

В рамках решения эмпирических задач нами была использована методика диагностики межличностных отношений, разработанная Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сезаком с целью выявления преобладающего типа отношения к людям в самооценке и взаимооценке. Полученные результаты в последующем были соотнесены с оценками преподавателей.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются 2 фактора: «Доминирование» – «Подчинение», и «Дружелюбие» – «Агрессивность». Эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на сектора. В свою очередь, эти сектора разделены на 8, соответствующих более частным отношениям. Схема основана на предположении о том, что чем ближе результаты к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых 8 типов отношений образовывают по 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Особенности развития детей в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же ...

Понятие о педагогическом общении
Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда. Общение многолико; оно имеет много форм, видов. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретическ ...

Состав и особенности учебных действий детей при усвоении ими общей формы числа в развивающем обучении
Опишем учебные действия, при выполнении которых дети выявляют условия происхождения самой формы числа и овладевают способом ее построения. Курс развивающего обучения, разработанный Элькониным Д.Б. и Давыдовым В.В., начинается с введения понятия величины, определенного отношениями “равно”, “больше”, ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru