Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе

Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе

Страница 2

Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом, группируясь по 4, и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдения поведения со стороны, самооценки, оценки близких, описания идеального «Я». В соответствии с этим меняется инструкция для ответа. В нашем исследовании инструкция звучит следующим образом: «Поставьте знак «+» против того определения, которое соответствует вашему представлению о себе». Максимальная оценка уровня – 16 баллов, разделенная на 4 степени выраженности отношений.

Показателями характера педагогического взаимодействия явились результаты сессий, суждения студентов и преподавателей об организации работы по самообразованию, уровень посещения лекций, семинарских и практических занятий, оценка студентами деятельности преподавателей по организации педагогического взаимодействия. Смысловая нагрузка легла на анкетирование, представленное в Приложении 1.

Определение круга исследуемых параметров обусловлено целью и задачами, поставленными в эмпирической части работы, а также выделенными на уровне теоретического анализа факторами, влияющими на успешность педагогического взаимодействия. К числу таких факторов были отнесены:

готовность педагога к сотрудничеству со студентом;

конструктивный индивидуальный стиль педагогического общения;

уровень развития эмпатии, как условия успешности пристройки канала трансляции к индивидуальному состоянию обучаемого;

готовность взаимодействовать в субъект-субъектной парадигме с позиций «взрослый-взрослый».

Учитывая тот факт, что успешность возможна лишь в процессе взаимодействия со студентом, в круг исследуемых проблем были включены:

оценка студентом характеристик преподавателя как транслятора и носителя субъектности;

оценка студентом психологической профессиональной компетентности педагога;

осознание своих собственных изменений в процессе общения с педагогом;

оценка «преподаватель-студент» как показатель значимости анализа и адекватности оценки.

С целью изучения содержания эффектов, возникающих в процессе педагогического взаимодействия, и специфики осознания студентами тех изменений, которые произошли в этом процессе, нами было использовано проективное сочинение на тему: «Что изменилось во мне после встречи с преподавателем?».

Изучение особенностей педагогического взаимодействия в системе «преподаватель – студент» предполагало выделение таких его компонентов, критериальные показатели которых свидетельствовали бы о характере протекания педагогического общения. В исследовательских целях в качестве выше обозначенных компонентов выступили: психологический климат в группе, удовлетворенность взаимодействием и оценочной деятельностью педагога, заинтересованность, активность субъектов взаимодействия.

Методы статистической обработки результатов. При количественном анализе экспериментальных данных применялись способы первичной обработки и вычисление статистических показателей, допустимые в рамках порядковых (в том числе, процентильных) и интервальных шкал: ранжирование, табулирование, меры центральной тенденции и рассеивания, а также меры асимметрии и эксцесса для проверки гипотезы о нормальном распределении эмпирических данных. Для проверки гипотезы о статистической значимости разности средних значений использовался критерий Пирсона при пятипроцентном уровне достоверности (р=0,01).

Таким образом, можно заключить следующее: система методов эмпирического исследования определялась релевантно задачам и цели нашего исследования. Использование этих методов позволило выявить: особенности восприятия преподавателя студентами, характер педагогического взаимодействия, установить взаимосвязь этих параметров.

Исходя из целей и задач нашего исследования, а также опираясь на данные анализа научной литературы по выделенной проблеме, мы определили, что для организации продуктивного педагогического взаимодействия необходимо знать те требования, которые предъявляет аудитория к личности идеального преподавателя. Для выяснения этих требований нами был проведен констатирующий эксперимент, в рамках которого решались следующие задачи:

Определить образ желаемого, идеального преподавателя в представлении студенческой аудитории.

Определить требования, предъявляемые студентами и преподавателями к личностным, профессиональным качествам педагога.

Определить имидж преподавателей вуза.

В связи с этим значительный интерес представляют результаты контент-анализа сочинений студентов: «Идеальный образ преподавателя высшей школы». Как нами уже упоминалось ранее, сочинение было направлено на изучение стереотипа желаемого, идеального преподавателя, то есть каким должен быть преподаватель высшей школы, и на выявление образа реального преподавателя. Результаты анализа сочинений приведены в таблице 2. Следует отметить тот факт, что результаты практически не зависели от факультета, на котором обучались студенты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Становление и развитие университетского движения. Типы университетских общин
Сегодня уже нет сомнения в том, что университет, как мы понимаем его в наши дни, возник в средние века, где-то между XII и XIII веками. И пока не доказано иное, это утверждение нужно рассматривать в качестве исходного при объяснении той модели университета, которая сначала распространилась по всей ...

Методы контроля эффективности педагогического процесса
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. Это может касаться изменения с ...

Колорит
Колорит—одно из средств создания определенного образа, настроения произведения. Не случайно, рассматривая произведение текстильного искусства, употребляют такие эпитеты, как солнечный, весенний, сдержанный, радостный, мрачный и пр. Они рождаются в результате зрительного и эмоционального ощущения, в ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru