Из таблицы 5 видно, что студенты младших курсов значительно выше оценивают доброжелательность, умение общаться преподавателя высшей школы, в то время как студенты старших курсов большее значение придают эрудиции, педагогическому такту, справедливости, принципиальности.
Профессиональные качества составляют: умение доступно и интересно преподнести материал, используя примеры из жизни; вызвать у студентов ответную реакцию (возможна дискуссия); а также, что немаловажно, пробудить интерес студентов к исследуемой проблеме, что в перспективе должно повлиять на развитие готовности к самообразовательной деятельности.
Личностные качества педагога также играют важную роль в организации педагогического взаимодействия со студентами. Одним из главных моментов является наличие взаимоуважения. Студенты ценят, когда преподаватель может создать такие условия, при которых они чувствуют себя «равными» с педагогом (в самом лучшем смысле этого слова), при этом не отрицается его авторитет. Такие элементы в общении как юмор, непосредственность, доброжелательность являются дополнительными к созданию этого образа.
Взаимодействие между педагогом и студентами может быть позитивным лишь при заинтересованном стремлении взаимодействующих сторон видеть друг в друге хорошие качества вместо негативных. Особо выделяются такие качества, как терпимость и снисходительность. В данном случае процесс педагогического взаимодействия приобретает характер «радостного творчества». Организация такого взаимодействия связывается с авторитетом преподавателя, который будет неуклонно расти.
Большинство студентов считают, что интерес к предмету обучения определяет личность преподавателя. Наши исследования, проведенные среди студентов, подтверждают факт того, что знание преподавателем «своего предмета» не означает наличие умения «преподнести его». Равно, как и то, что отношение к учебному предмету напрямую связано с личностью преподавателя, осуществляющего педагогическое взаимодействие.
Результаты ранжирования позволяют нам соотнести полученные данные с оценкой реальных преподавателей, для чего и была использована анкета «Оценка качеств личности преподавателя вуза» (модификация анкеты Н.Б. Шлыковой) .
Как видно из данных таблицы 5, наиболее высокий усредненный показатель рейтинга преподавателей составляет 4,6 баллов, а наименьший – 3,0. Следовательно, студенты в своих ответах оценивали реальных преподавателей на предмет соответствия своим идеальным представлениям, которые, вероятно, могут зависеть и от индивидуально-психологических особенностей самих респондентов.
Для проверки данного предположения нами была использована методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, которая предназначена для исследований представления субъекта о себе и идеальном «Я», а так же для изучения взаимоотношений в малых группах. В данном исследовании принимали участие студенты университета РАО в количестве 39 человек.
Полученные результаты были соотнесены с усредненным показателем оценки отдельных преподавателей, а также оценки отдельных качеств преподавателя. В результате нами была обнаружена взаимосвязь между представлениями студентов о себе и параметрами оценивания профессиональных и личностных качеств преподавателей (таблицы 6,7).
восприятие преподаватель студент взаимодействие
Таблица 6
Сводные данные по оценке преподавателей студентами
№ п/п |
Качества |
Ф.И.О. преподавателей | ||||||||||||
Ш.Н.Л. |
Е.Д.Н. |
П.Н.В. |
Г.М.Г. |
Е.О.И. |
А.М.К. |
Д.В. А. |
П.И.А. |
Е.Н.Н. |
Г.Е.Н. |
К.Р.В. |
Л.С.В. | |||
1 |
Дисциплинированность |
4,7 |
4,4 |
4,8 |
4,7 |
4,4 |
5 |
4,1 |
4,7 |
3,8 |
3,9 |
3,6 |
3,8 | |
2 |
Наблюдательность |
4,6 |
4,8 |
4,4 |
4,4 |
4,2 |
4,6 |
3,3 |
3,9 |
3,6 |
3,0 |
3 |
4,0 | |
3 |
Принципиальность |
3,8 |
4,4 |
3,4 |
4,4 |
3,9 |
5 |
3,7 |
4 |
4,1 |
3,5 |
2,9 |
3,5 | |
4 |
Умение общаться |
4,8 |
4,6 |
4,7 |
4,6 |
4,4 |
4,2 |
4,1 |
3,8 |
4,0 |
3,5 |
2,8 |
2,7 | |
5 |
Доброжелательность |
4,6 |
4,4 |
4,7 |
4,1 |
4,5 |
3,4 |
4,5 |
4,6 |
3,2 |
4,2 |
4,6 |
2,8 | |
6 |
Справедливость |
4,6 |
4,4 |
4,6 |
4,3 |
4,1 |
4,2 |
4,2 |
4,5 |
3,7 |
4,2 |
3,7 |
3,4 | |
7 |
Порядочность |
5 |
4,5 |
4,7 |
4,5 |
4,7 |
4,8 |
4,1 |
4,9 |
4,6 |
4,5 |
4,6 |
3,5 | |
8 |
Педагогический такт |
4,6 |
4,4 |
4,7 |
4,6 |
4,7 |
4,6 |
4,3 |
4,7 |
4,0 |
3,8 |
3,5 |
3,2 | |
9 |
Требовательность к студентам |
4,4 |
4,6 |
4,1 |
4,5 |
4,5 |
4,6 |
4,5 |
3,7 |
4,2 |
3,9 |
3,2 |
4,3 | |
10 |
Способность к передаче знаний в интересной форме |
4,6 |
4,4 |
4,3 |
4,7 |
4,4 |
3,6 |
3,5 |
3,2 |
3,3 |
2,9 |
2,2 |
2,1 | |
11 |
Эмоциональная выразительность речи |
4,6 |
4,3 |
4,2 |
4,1 |
4,2 |
4,4 |
3,7 |
2,9 |
3,3 |
2,6 |
2,6 |
2,0 | |
12 |
Организаторские способности |
4,7 |
4,2 |
4,0 |
4,6 |
3,9 |
4,4 |
4,3 |
3,3 |
3,6 |
4,6 |
2,9 |
2,5 | |
13 |
Умение установить контакт со студентами |
4,7 |
4,4 |
4,7 |
4,3 |
4,3 |
3,6 |
3,5 |
3,5 |
3,3 |
3,2 |
3,3 |
2,7 | |
14 |
Умение контролировать уровень знаний |
4,7 |
4,0 |
4,2 |
4,1 |
4,2 |
4,6 |
3,7 |
3,8 |
3,6 |
4,0 |
2,8 |
3,1 | |
15 |
Эрудиция |
4,8 |
4,9 |
4,6 |
4,7 |
4,6 |
4,8 |
4,5 |
4,6 |
4,4 |
4,3 |
2,6 |
3,1 | |
16 |
Оптимизм |
4,5 |
4,8 |
4,2 |
4,4 |
4,6 |
3,4 |
4,6 |
4 |
3,1 |
3,8 |
4,3 |
2,5 | |
17 |
Чувство юмора |
4,4 |
4,7 |
4,3 |
4,3 |
4,2 |
2,8 |
4,7 |
2,7 |
3,1 |
2,8 |
3,4 |
1,7 | |
Усредненный рейтинговый показатель |
4,6 |
4,5 |
4,4 |
4,4 |
4,35 |
4,3 |
4,0 |
3,9 |
3,7 |
3,7 |
3,0 |
3,0 | ||
Прочее о педагогике:
Идеи психологов дальнего и ближнего зарубежья
В разработку теории детских игр существенный вклад внесли такие психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В их трудах игра рассматривается, как специфическая деятельность детей, социальная по своему происхождению и содержанию, являющаяся продуктом исторического развития обще ...
Характеристика процесса самовоспитания: его сущность, содержание и формы
Основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет детям формировать в себе необходимые качества. При этом очень важно, что осуществляется это на основе коррекции своих привычек, своих взглядов, поступков. Педагогическое стимулирование самово ...
Программа приобщения младших школьников к здоровому образу жизни
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.