Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе

Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе

Страница 7

Из таблицы 5 видно, что студенты младших курсов значительно выше оценивают доброжелательность, умение общаться преподавателя высшей школы, в то время как студенты старших курсов большее значение придают эрудиции, педагогическому такту, справедливости, принципиальности.

Профессиональные качества составляют: умение доступно и интересно преподнести материал, используя примеры из жизни; вызвать у студентов ответную реакцию (возможна дискуссия); а также, что немаловажно, пробудить интерес студентов к исследуемой проблеме, что в перспективе должно повлиять на развитие готовности к самообразовательной деятельности.

Личностные качества педагога также играют важную роль в организации педагогического взаимодействия со студентами. Одним из главных моментов является наличие взаимоуважения. Студенты ценят, когда преподаватель может создать такие условия, при которых они чувствуют себя «равными» с педагогом (в самом лучшем смысле этого слова), при этом не отрицается его авторитет. Такие элементы в общении как юмор, непосредственность, доброжелательность являются дополнительными к созданию этого образа.

Взаимодействие между педагогом и студентами может быть позитивным лишь при заинтересованном стремлении взаимодействующих сторон видеть друг в друге хорошие качества вместо негативных. Особо выделяются такие качества, как терпимость и снисходительность. В данном случае процесс педагогического взаимодействия приобретает характер «радостного творчества». Организация такого взаимодействия связывается с авторитетом преподавателя, который будет неуклонно расти.

Большинство студентов считают, что интерес к предмету обучения определяет личность преподавателя. Наши исследования, проведенные среди студентов, подтверждают факт того, что знание преподавателем «своего предмета» не означает наличие умения «преподнести его». Равно, как и то, что отношение к учебному предмету напрямую связано с личностью преподавателя, осуществляющего педагогическое взаимодействие.

Результаты ранжирования позволяют нам соотнести полученные данные с оценкой реальных преподавателей, для чего и была использована анкета «Оценка качеств личности преподавателя вуза» (модификация анкеты Н.Б. Шлыковой) .

Как видно из данных таблицы 5, наиболее высокий усредненный показатель рейтинга преподавателей составляет 4,6 баллов, а наименьший – 3,0. Следовательно, студенты в своих ответах оценивали реальных преподавателей на предмет соответствия своим идеальным представлениям, которые, вероятно, могут зависеть и от индивидуально-психологических особенностей самих респондентов.

Для проверки данного предположения нами была использована методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, которая предназначена для исследований представления субъекта о себе и идеальном «Я», а так же для изучения взаимоотношений в малых группах. В данном исследовании принимали участие студенты университета РАО в количестве 39 человек.

Полученные результаты были соотнесены с усредненным показателем оценки отдельных преподавателей, а также оценки отдельных качеств преподавателя. В результате нами была обнаружена взаимосвязь между представлениями студентов о себе и параметрами оценивания профессиональных и личностных качеств преподавателей (таблицы 6,7).

восприятие преподаватель студент взаимодействие

Таблица 6

Сводные данные по оценке преподавателей студентами

№ п/п

Качества

Ф.И.О. преподавателей

Ш.Н.Л.

Е.Д.Н.

П.Н.В.

Г.М.Г.

Е.О.И.

А.М.К.

Д.В. А.

П.И.А.

Е.Н.Н.

Г.Е.Н.

К.Р.В.

Л.С.В.

1

Дисциплинированность

4,7

4,4

4,8

4,7

4,4

5

4,1

4,7

3,8

3,9

3,6

3,8

2

Наблюдательность

4,6

4,8

4,4

4,4

4,2

4,6

3,3

3,9

3,6

3,0

3

4,0

3

Принципиальность

3,8

4,4

3,4

4,4

3,9

5

3,7

4

4,1

3,5

2,9

3,5

4

Умение общаться

4,8

4,6

4,7

4,6

4,4

4,2

4,1

3,8

4,0

3,5

2,8

2,7

5

Доброжелательность

4,6

4,4

4,7

4,1

4,5

3,4

4,5

4,6

3,2

4,2

4,6

2,8

6

Справедливость

4,6

4,4

4,6

4,3

4,1

4,2

4,2

4,5

3,7

4,2

3,7

3,4

7

Порядочность

5

4,5

4,7

4,5

4,7

4,8

4,1

4,9

4,6

4,5

4,6

3,5

8

Педагогический такт

4,6

4,4

4,7

4,6

4,7

4,6

4,3

4,7

4,0

3,8

3,5

3,2

9

Требовательность к студентам

4,4

4,6

4,1

4,5

4,5

4,6

4,5

3,7

4,2

3,9

3,2

4,3

10

Способность к передаче знаний в интересной форме

4,6

4,4

4,3

4,7

4,4

3,6

3,5

3,2

3,3

2,9

2,2

2,1

11

Эмоциональная выразительность речи

4,6

4,3

4,2

4,1

4,2

4,4

3,7

2,9

3,3

2,6

2,6

2,0

12

Организаторские способности

4,7

4,2

4,0

4,6

3,9

4,4

4,3

3,3

3,6

4,6

2,9

2,5

13

Умение установить контакт со студентами

4,7

4,4

4,7

4,3

4,3

3,6

3,5

3,5

3,3

3,2

3,3

2,7

14

Умение контролировать уровень знаний

4,7

4,0

4,2

4,1

4,2

4,6

3,7

3,8

3,6

4,0

2,8

3,1

15

Эрудиция

4,8

4,9

4,6

4,7

4,6

4,8

4,5

4,6

4,4

4,3

2,6

3,1

16

Оптимизм

4,5

4,8

4,2

4,4

4,6

3,4

4,6

4

3,1

3,8

4,3

2,5

17

Чувство юмора

4,4

4,7

4,3

4,3

4,2

2,8

4,7

2,7

3,1

2,8

3,4

1,7

Усредненный рейтинговый показатель

4,6

4,5

4,4

4,4

4,35

4,3

4,0

3,9

3,7

3,7

3,0

3,0

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Прочее о педагогике:

Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей младшего школьного возраста
В качестве основных динамических характеристик функция кровообращения, особенно при возрастных физиологических изменениях, следует выделить ударный и минутный объемы сердца. Работу сердца можно уподобить работе нагнетательного насоса, причем в аорте создается давление от 120 до 150 мм рт. ст., а в ...

Задачи и содержание воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к ...

Характеристика игрушки и взгляды педагогов на игру
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Януш Корчак писал: «Игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». К. Д. Ушинский утверждал, что для ребёнка игра - это «действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. И ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru