Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе

Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе

Страница 7

Из таблицы 5 видно, что студенты младших курсов значительно выше оценивают доброжелательность, умение общаться преподавателя высшей школы, в то время как студенты старших курсов большее значение придают эрудиции, педагогическому такту, справедливости, принципиальности.

Профессиональные качества составляют: умение доступно и интересно преподнести материал, используя примеры из жизни; вызвать у студентов ответную реакцию (возможна дискуссия); а также, что немаловажно, пробудить интерес студентов к исследуемой проблеме, что в перспективе должно повлиять на развитие готовности к самообразовательной деятельности.

Личностные качества педагога также играют важную роль в организации педагогического взаимодействия со студентами. Одним из главных моментов является наличие взаимоуважения. Студенты ценят, когда преподаватель может создать такие условия, при которых они чувствуют себя «равными» с педагогом (в самом лучшем смысле этого слова), при этом не отрицается его авторитет. Такие элементы в общении как юмор, непосредственность, доброжелательность являются дополнительными к созданию этого образа.

Взаимодействие между педагогом и студентами может быть позитивным лишь при заинтересованном стремлении взаимодействующих сторон видеть друг в друге хорошие качества вместо негативных. Особо выделяются такие качества, как терпимость и снисходительность. В данном случае процесс педагогического взаимодействия приобретает характер «радостного творчества». Организация такого взаимодействия связывается с авторитетом преподавателя, который будет неуклонно расти.

Большинство студентов считают, что интерес к предмету обучения определяет личность преподавателя. Наши исследования, проведенные среди студентов, подтверждают факт того, что знание преподавателем «своего предмета» не означает наличие умения «преподнести его». Равно, как и то, что отношение к учебному предмету напрямую связано с личностью преподавателя, осуществляющего педагогическое взаимодействие.

Результаты ранжирования позволяют нам соотнести полученные данные с оценкой реальных преподавателей, для чего и была использована анкета «Оценка качеств личности преподавателя вуза» (модификация анкеты Н.Б. Шлыковой) .

Как видно из данных таблицы 5, наиболее высокий усредненный показатель рейтинга преподавателей составляет 4,6 баллов, а наименьший – 3,0. Следовательно, студенты в своих ответах оценивали реальных преподавателей на предмет соответствия своим идеальным представлениям, которые, вероятно, могут зависеть и от индивидуально-психологических особенностей самих респондентов.

Для проверки данного предположения нами была использована методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, которая предназначена для исследований представления субъекта о себе и идеальном «Я», а так же для изучения взаимоотношений в малых группах. В данном исследовании принимали участие студенты университета РАО в количестве 39 человек.

Полученные результаты были соотнесены с усредненным показателем оценки отдельных преподавателей, а также оценки отдельных качеств преподавателя. В результате нами была обнаружена взаимосвязь между представлениями студентов о себе и параметрами оценивания профессиональных и личностных качеств преподавателей (таблицы 6,7).

восприятие преподаватель студент взаимодействие

Таблица 6

Сводные данные по оценке преподавателей студентами

№ п/п

Качества

Ф.И.О. преподавателей

Ш.Н.Л.

Е.Д.Н.

П.Н.В.

Г.М.Г.

Е.О.И.

А.М.К.

Д.В. А.

П.И.А.

Е.Н.Н.

Г.Е.Н.

К.Р.В.

Л.С.В.

1

Дисциплинированность

4,7

4,4

4,8

4,7

4,4

5

4,1

4,7

3,8

3,9

3,6

3,8

2

Наблюдательность

4,6

4,8

4,4

4,4

4,2

4,6

3,3

3,9

3,6

3,0

3

4,0

3

Принципиальность

3,8

4,4

3,4

4,4

3,9

5

3,7

4

4,1

3,5

2,9

3,5

4

Умение общаться

4,8

4,6

4,7

4,6

4,4

4,2

4,1

3,8

4,0

3,5

2,8

2,7

5

Доброжелательность

4,6

4,4

4,7

4,1

4,5

3,4

4,5

4,6

3,2

4,2

4,6

2,8

6

Справедливость

4,6

4,4

4,6

4,3

4,1

4,2

4,2

4,5

3,7

4,2

3,7

3,4

7

Порядочность

5

4,5

4,7

4,5

4,7

4,8

4,1

4,9

4,6

4,5

4,6

3,5

8

Педагогический такт

4,6

4,4

4,7

4,6

4,7

4,6

4,3

4,7

4,0

3,8

3,5

3,2

9

Требовательность к студентам

4,4

4,6

4,1

4,5

4,5

4,6

4,5

3,7

4,2

3,9

3,2

4,3

10

Способность к передаче знаний в интересной форме

4,6

4,4

4,3

4,7

4,4

3,6

3,5

3,2

3,3

2,9

2,2

2,1

11

Эмоциональная выразительность речи

4,6

4,3

4,2

4,1

4,2

4,4

3,7

2,9

3,3

2,6

2,6

2,0

12

Организаторские способности

4,7

4,2

4,0

4,6

3,9

4,4

4,3

3,3

3,6

4,6

2,9

2,5

13

Умение установить контакт со студентами

4,7

4,4

4,7

4,3

4,3

3,6

3,5

3,5

3,3

3,2

3,3

2,7

14

Умение контролировать уровень знаний

4,7

4,0

4,2

4,1

4,2

4,6

3,7

3,8

3,6

4,0

2,8

3,1

15

Эрудиция

4,8

4,9

4,6

4,7

4,6

4,8

4,5

4,6

4,4

4,3

2,6

3,1

16

Оптимизм

4,5

4,8

4,2

4,4

4,6

3,4

4,6

4

3,1

3,8

4,3

2,5

17

Чувство юмора

4,4

4,7

4,3

4,3

4,2

2,8

4,7

2,7

3,1

2,8

3,4

1,7

Усредненный рейтинговый показатель

4,6

4,5

4,4

4,4

4,35

4,3

4,0

3,9

3,7

3,7

3,0

3,0

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Прочее о педагогике:

Формирование лексических навыков с использованием игровых приемов
Проанализировав полученные данные, мы разработали и провели серию экспериментальных занятий, которые составили формирующий эксперимент, преследовавший следующие цели: а) исключить возможность влияния эффекта новизны на результаты эксперимента; б) получить замеры уровня усвоения лексики при проведен ...

Характеристика видов игр
Дидактические игры Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разборными игрушками: матрешками, бочонками, пирамидами, шарами, башенками с кольцами, домино, лото, игры с куклами и т. д. — развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую ...

Становление и развитие звукослогового анализа и синтеза у детей онтогенезе
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru