Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе

Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе

Страница 10

- средняя статистически значимая связь между показателем дружелюбия и восприятием преподавателя студентом;

- существует обратная слабая связь между фактором подчиняемости и оценкой преподавателя.

Корреляционной связи по другим индивидуально-психологическим показателям обнаружено не было.

В целом, проведенное исследование позволило прийти к выводу о том, что на особенности восприятия преподавателя студентами оказывают небольшое влияние некоторые индивидуально-психологические особенности.

Оценка показателей характера педагогического взаимодействия была проведена по результатам экспертной оценки. В качестве экспертов выступили аспиранты третьего года обучения в количестве 10 человек, в задачи которых входила оценка при помощи методики стандартизированного наблюдения параметров продуктивного и непродуктивного педагогического взаимодействия по семибалльной системе оценивания.

Для определения критериев продуктивного и непродуктивного педагогического взаимодействия нами был проведен контент-анализ ответов аспирантов и студентов. В результате были определены такие критерии педагогического взаимодействия, как доброжелательность на занятиях (Д), заинтересованность студентов учебно-профессиональной информацией (З), поощрение преподавателем инициативы студентов (ПИ), открытость (О), активность (А), гибкость субъектов взаимодействия (Г), использование индивидуального подхода на семинарских и практических занятиях (ИП), психологический климат в аудитории (ПК) и удовлетворенность оценочной деятельностью педагога (УОД).

Студентам 4 курса психологического факультета, прошедшим педагогическую практику и столкнувшимся с организационными проблемами педагогического взаимодействия, было предложено ответить на вопросы, связанные с сущностью понятия «продуктивное педагогическое взаимодействие».

Студентами в числе основных показателей продуктивного педагогического взаимодействия были названы: установление контакта, располагающего к себе; способность заинтересовать в своем предмете, заинтересованность педагога в студентах, интересах их деятельности; уровень взаимопонимания; наличие мотивации к обучению. В качестве основного показателя педагогического взаимодействия называется готовность студента продолжить саморазвитие после лекции, стремление учиться дальше.

Показателями негативного взаимодействия они считают: подавление личности студента; «неуспешность» обучения; неспособность наладить контакт со студентами; затрудненное общение; «сухое» чтение лекций; неумение заинтересовать студентов в своем предмете; низкий уровень квалификации преподавателя.

Согласно программе исследования, нами были изучены представления студентов о предпочтении в выборе учебных курсов и эффективности форм работы в вузе в процессе педагогического взаимодействия, о трудностях, испытываемых ими в процессе учебного взаимодействия. Студентам было предложено также назвать фамилии преподавателей, чья деятельность по организации педагогического взаимодействия является продуктивной, и наоборот. Беседы носили закрытый характер и исключали возможность получения необъективного ответа.

Анализ показал, что наиболее важными дисциплинами студенты считают дисциплины профессионального цикла – 65% опрошенных; иностранный язык – 23%, остальные отрасли науки – 7%. Не дали ответа на заданный вопрос 5 % студентов.

Наиболее эффективными формами работы в процессе педагогического взаимодействия они считают: лекции – 58 % опрошенных; практические занятия – 24,5 % опрошенных; семинарские занятия – 15 % опрошенных; самостоятельная работа – 3,5 % опрошенных.

На вопрос «Занимаетесь ли Вы саморазвитием?» студенты ответили: «Да» – 77,2 %; «Иногда» (по мере возможностей) – 11,4 %; нет – 2,3 % студентов; не ответили на данный вопрос – 9,1 % студентов.

Основными трудностями, возникающими у студентов при овладении основами будущей профессии, они считают: недостаточное количество литературы – 38, 6 %; недостаточное количество практических занятий – 25%; отсутствие времени – 6,8 %; непонимание предмета – 9,1%. Не ответили на данный вопрос 11,4 % студентов; не возникает трудностей у 4,5 % опрошенных.

При анализе ответов удалось выявить основные проблемы, возникающие у студентов в процессе обучения. Среди прочих были названы проблемы организации педагогического взаимодействия между студентами и преподавателями, а также «предвзятые отношения», которые возникают между студентами и преподавателями в процессе педагогического взаимодействия.

Качество преподавания учебных дисциплин оценивалось по пятибалльной системе: на «пять» баллов качество преподавания оценили 15% студентов; на «четыре» балла – 85 % студентов.

Проведенный анализ позволил установить, что резервы деятельности высшего учебного заведения студенты видят в качественном улучшении педагогического взаимодействия между студентами и преподавателями.

В ряду фамилий преподавателей, которые оценивались студентами как мастера педагогического труда, названы те, кто, с нашей точки зрения, наиболее плодотворно организует педагогическое взаимодействие. Однако, назывались и фамилии тех преподавателей, чья деятельность, с точки зрения студентов, считается неудовлетворительной. Это заставляет говорить о преимуществах деятельности высших учебных заведений, где особое внимание уделяется проблеме целенаправленной организации продуктивного педагогического взаимодействия и формированию способности преподавателей на высоком профессиональном уровне выполнять свои обязанности с учетом саморазвития личности. Интересным оказался подход студентов к проблеме саморазвития, выявленный при проведении целенаправленных бесед. Несмотря на то, что большинство из них оценивают свою деятельность по саморазвитию как положительную, под ней они понимают элементы самостоятельной работы, связанные с подготовкой к семинарским или практическим занятиям, а также подготовку к сессиям, значительно сужая рамки саморазвития и самовоспитания как психолого-педагогического феномена, связанного с совершенствованием самого себя.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Прочее о педагогике:

Особенности формирования профессионального выбора и профессионального самоопределения детей-сирот и детей
Сложные события, происходящие не только в нашей стране, но и во всем мире, обнажили множество проблем детства, которые непосредственно влияют на права детей, нуждающихся в помощи и поддержке со стороны государства и общества. Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по соци ...

История школьного самоуправления
Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялись человечеством с незапамятных времен. До нас дошли сведения о прогрессивной деятельности многих педагогов древности, чьи мысли, выводы из практики образовательн ...

Значение общения в психическом развитии ребенка
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, приводит к воз ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru