Это позволило предположить, что работа по саморазвитию не только не декларируется в вузе в качестве важнейшей, но и не планируется в деятельности преподавателя, осуществляющего образовательную работу. Так как личностное и профессиональное развитие студента происходит в процессе педагогического взаимодействия, роль и психологические особенности саморазвития и мотивация готовности к ней должны составить основу межличностного взаимодействия преподавателя и студента.
В организационной деятельности вуза это связано с выделением отдельных участков научно-дидактической и воспитательной работы, где саморазвитие, самовоспитание и самоактуализация признаются основными формами в педагогическом взаимодействии. С этим связано стремление сформировать у студентов качества и свойства личности, которые в дальнейшей становятся личностно и профессионально значимыми.
Наши выводы совпадают с мнением З.Ф. Есаревой, исследовавшей опыт ряда вузов Санкт-Петербурга, которая отмечает, что в процессе целенаправленной работы с академической группой у студентов формируются такие качества, которые в дальнейшем становятся определяющими в их профессиональной деятельности. В частности, у наиболее активных студентов исчезает робость в работе с коллективом, повышается их авторитет как руководителей и организаторов, развиваются умения быстро вступать в деловой контакт с людьми, располагать к себе, убеждать, отстаивать собственную точку зрения, прислушиваться к мнению других, корректировать поведение товарищей и свое собственное. Сюда также причисляются факторы, имеющие отношение к сознательному учебному творчеству: активность в повышении качества обучения, сознательное выполнение общественных поручений, создание в группе атмосферы нетерпимости к нарушителям дисциплины. Постоянный контроль успеваемости студентов и еженедельное обсуждение в группе должны сочетаться с объективной оценкой причин отставания.
На основании полученных результатов нами была модифицирована тестовая карта А.А. Леонтьева за счет дополнения выявленными параметрами. По завершении оценочной деятельности экспертов нами было установлено путем корреляционного анализа соответствие мнения экспертов между собой и получена обобщенная картина характера педагогического взаимодействия. Анализ полученных результатов нашел отражение в таблице 9.
Таблица 9
Обобщенная оценка показателей продуктивности педагогического взаимодействия преподавателей и студентов (по результатам экспертной оценки)
Уровни продуктивности педагогического взаимодействия |
Показатели педагогического взаимодействия | ||||||||
Д |
З |
ПИ |
О |
А |
Г |
ИП |
ПК |
УОД | |
Высокий 30% |
26% |
29% |
41% |
20% |
23% |
17% |
37% |
41% |
34% |
Средний 38% |
60% |
35% |
34% |
55% |
37% |
25% |
29% |
31% |
38% |
Низкий 32% |
14% |
36% |
8% |
25% |
40% |
58% |
34% |
28% |
28% |
Результаты исследования показали, что большая часть экспертов (70%) оценивают уровень педагогического взаимодействия как средний; 10% - как низкий и лишь 20% экспертов – как высокий.
Покритериальная характеристика параметров педагогического взаимодействия свидетельствует о том, что психологический климат в учебной группе в ситуации формального общения с педагогами характеризуется экспертами как неблагоприятный в 40% случаев и как ситуативный или неустойчивый обозначается 30% респондентов. Так, 60% опрошенных отмечают, что на занятиях у таких преподавателей преобладает подавленное настроение, пессимистический тон, конфликтность в отношениях; 20% респондентов обращают внимание на то, что критические замечания в межличностных отношениях носят характер явных и скрытых выпадов; 10% аспирантов отмечают, что на семинарских занятиях некоторых преподавателей достижения или неудачи всей учебной группы не находят отклика у отдельных его представителей.
Прочее о педагогике:
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Все содержание обучения по этой системе строится на системе научно-теоретических понятий, которые формируются в учебной деятельности, разворачиваемой в форме коллективно – распределенной деятельности. Такое содержание необходимо прежде всего не для получения суммы знаний, а для формирования общих с ...
Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей младшего
школьного возраста
В качестве основных динамических характеристик функция кровообращения, особенно при возрастных физиологических изменениях, следует выделить ударный и минутный объемы сердца. Работу сердца можно уподобить работе нагнетательного насоса, причем в аорте создается давление от 120 до 150 мм рт. ст., а в ...
Трудности школьников в понимании числа
Как ни сильна в школьном обучении, по программе развивающего обучения, тенденция сведения всех форм числа к одной – отношению величин, к числу как к абстрактному средству измерения, построение школьного курса математики, сталкивается с большими психологическими трудностями . Обычно математическое р ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.