Как показал анализ результатов ранжирования студентами качеств преподавателя, независимо от их специальности и курса, наиболее значимыми качествами преподавателя свыше 70% опрошенных студентов считают:
1) умение установить контакт со студентами (93%);
2) дисциплинированность (70%);
3) чувство юмора (81%);
4) справедливость (72%), организаторские способности (95%);
5) способность к передаче знаний в интересной форме (81%).
От 50% до 70% всех студентов выделяют как наиболее значимые такие качества преподавателя высшей школы как: наблюдательность (66%), оптимизм (50%), принципиальность (58%), эрудиция (64%), порядочность (50%), педагогический такт (54%), умение общаться (54%), умение контролировать уровень знаний студентов (68%), эмоциональная выразительность речи (56%).
От трети до половины всех опрошенных студентов полагают, что преподавателю высшей школы необходимо быть: терпеливым (33%), инициативным (35%), требовательным к студентам (47%), обладать хорошими манерами (33%).
Менее трети студентов сочли, что у преподавателя должны быть:
внешняя элегантность и аккуратность;
скромность;
крепкое здоровье и привлекательная внешность;
естественная мимика;
сдержанная жестикуляция и подтянутая спортивная фигура.
Исходя из вышеизложенного, образ идеального преподавателя высшей школы в восприятии студентов получился следующим:
Таблица 4.
Дисциплинированность |
Творческий подход к работе |
Наблюдательность |
Естественная мимика |
Принципиальность |
Скромность |
Умение общаться |
Инициативность |
Доброжелательность |
Чуткость |
Справедливость |
Хорошие манеры |
Порядочность |
Сдержанная жестикуляция |
Педагогический такт |
Эрудиция |
Требовательность к студентам |
Оптимизм |
Способность к передаче знаний в интересной форме |
Чувство юмора |
Эмоциональная выразительность речи |
Умение установить контакт со студентами |
Организаторские способности |
Умение контролировать уровень знаний |
Следует отметить, что в представлении студентов первого курса и более старших курсов о том, какие черты должны быть присущи преподавателю высшей школы, имеются некоторые отличия. Первокурсники гораздо выше оценивают внешние данные преподавателя и социально-психологические качества, такие как умение общаться, доброжелательность, отзывчивость. Старшекурсники же более высоко оценивают высокий уровень эрудиции, дисциплинированность, творческий подход к работе, авторитетность, педагогический такт, а также порядочность, честность, требовательность, справедливость. Эти данные подтверждают результаты контент–анализа сочинений студентов.
Таким образом, в процессе обучения в вузе у студентов происходят некоторые изменения в представлении образа идеального преподавателя. Анализ полученных результатов позволил выявить некоторые различия в оценивании следующих свойств (таблица 5):
Таблица 5
Различия в оценивании студентами качеств личности преподавателя
Качества |
Результаты ранжирования | |
Студентов 1 курса |
Студентов 3-4 курсов | |
Эрудиция |
5 |
21 |
Педагогический такт |
8 |
16 |
Справедливость |
7 |
24 |
Принципиальность |
6 |
17 |
Доброжелательность |
15 |
9 |
Умение общаться |
21 |
9 |
Прочее о педагогике:
Монологическая речь как активный и произвольный вид устной речи
Заметим, что монологическим высказыванием (MB) мы будем называть такой отрезок речи, который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами. Это означает, что MB рассматривается как компонент процесс" общения любого уровня — парного, группового, массового. ...
Принципы проектирования информационной технологии обучения
Информационная технология обучения предполагает достижение заданных целей обучения, активное включение учащихся в сознательное освоение содержания образования, обеспечивает мотивационное, творческое овладение основными способами учебно-познавательной деятельности, способствует формированию личности ...
Характеристика уровней сформированности звукослогового анализа и синтеза у
учащихся с ФФНР
Обследование проводилось на базе МОУ средней общеобразовательной школы на логопункте в период с 01.09.08 по 26.12.08г. В эксперименте участвовали 5 учеников первого класса, имеющие диагноз фонетико-фонематическое нарушение речи. Для удобства подсчета результатов каждому учащемуся был присвоен свой ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.