Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе

Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе

Страница 6

Как показал анализ результатов ранжирования студентами качеств преподавателя, независимо от их специальности и курса, наиболее значимыми качествами преподавателя свыше 70% опрошенных студентов считают:

1) умение установить контакт со студентами (93%);

2) дисциплинированность (70%);

3) чувство юмора (81%);

4) справедливость (72%), организаторские способности (95%);

5) способность к передаче знаний в интересной форме (81%).

От 50% до 70% всех студентов выделяют как наиболее значимые такие качества преподавателя высшей школы как: наблюдательность (66%), оптимизм (50%), принципиальность (58%), эрудиция (64%), порядочность (50%), педагогический такт (54%), умение общаться (54%), умение контролировать уровень знаний студентов (68%), эмоциональная выразительность речи (56%).

От трети до половины всех опрошенных студентов полагают, что преподавателю высшей школы необходимо быть: терпеливым (33%), инициативным (35%), требовательным к студентам (47%), обладать хорошими манерами (33%).

Менее трети студентов сочли, что у преподавателя должны быть:

внешняя элегантность и аккуратность;

скромность;

крепкое здоровье и привлекательная внешность;

естественная мимика;

сдержанная жестикуляция и подтянутая спортивная фигура.

Исходя из вышеизложенного, образ идеального преподавателя высшей школы в восприятии студентов получился следующим:

Таблица 4.

Дисциплинированность

Творческий подход к работе

Наблюдательность

Естественная мимика

Принципиальность

Скромность

Умение общаться

Инициативность

Доброжелательность

Чуткость

Справедливость

Хорошие манеры

Порядочность

Сдержанная жестикуляция

Педагогический такт

Эрудиция

Требовательность к студентам

Оптимизм

Способность к передаче знаний в интересной форме

Чувство юмора

Эмоциональная выразительность речи

Умение установить контакт со студентами

Организаторские способности

Умение контролировать уровень знаний

Следует отметить, что в представлении студентов первого курса и более старших курсов о том, какие черты должны быть присущи преподавателю высшей школы, имеются некоторые отличия. Первокурсники гораздо выше оценивают внешние данные преподавателя и социально-психологические качества, такие как умение общаться, доброжелательность, отзывчивость. Старшекурсники же более высоко оценивают высокий уровень эрудиции, дисциплинированность, творческий подход к работе, авторитетность, педагогический такт, а также порядочность, честность, требовательность, справедливость. Эти данные подтверждают результаты контент–анализа сочинений студентов.

Таким образом, в процессе обучения в вузе у студентов происходят некоторые изменения в представлении образа идеального преподавателя. Анализ полученных результатов позволил выявить некоторые различия в оценивании следующих свойств (таблица 5):

Таблица 5

Различия в оценивании студентами качеств личности преподавателя

Качества

Результаты ранжирования

Студентов 1 курса

Студентов 3-4 курсов

Эрудиция

5

21

Педагогический такт

8

16

Справедливость

7

24

Принципиальность

6

17

Доброжелательность

15

9

Умение общаться

21

9

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Прочее о педагогике:

Монологическая речь как активный и произвольный вид устной речи
Заметим, что монологическим высказыванием (MB) мы будем называть такой отрезок речи, который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами. Это означает, что MB рассматривается как компонент процесс" общения любого уровня — парного, группового, массового. ...

Принципы проектирования информационной технологии обучения
Информационная технология обучения предполагает достижение заданных целей обучения, активное включение учащихся в сознательное освоение содержания образования, обеспечивает мотивационное, творческое овладение основными способами учебно-познавательной деятельности, способствует формированию личности ...

Характеристика уровней сформированности звукослогового анализа и синтеза у учащихся с ФФНР
Обследование проводилось на базе МОУ средней общеобразовательной школы на логопункте в период с 01.09.08 по 26.12.08г. В эксперименте участвовали 5 учеников первого класса, имеющие диагноз фонетико-фонематическое нарушение речи. Для удобства подсчета результатов каждому учащемуся был присвоен свой ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru