Профессиональная ориентация – это система психолого-педагогических, социально-экономических и медико-физиологических мероприятий, помогающих человеку, стоящему на пороге профессионального выбора, своевременно выбрать профессию с учетом объективных потребностей общества и своих индивидуальных особенностей.
Профориентационная работа необходима в силу того, что между людьми существуют принципиальные индивидуально-психологические различия свойств и качеств, определяющих эффективное выполнение того или иного вида трудовой деятельности. Одинаково эффективное выполнение любой профессиональной деятельности каждым человеком попросту невозможно.
Профориентационная работа должна проводиться с учетом как индивидуальных профессиональных предпочтений, психофизиологических и личностных качеств, так и объективной потребности социума в кадрах.
Важнейшими направлениями профориентации являются:
- профессиональная информация – ознакомление профориентируемого с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом своих психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
- профессиональный подбор – предоставление человеку рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
- профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;
- профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Профессиональная диагностика, включающая психологическую, медицинскую, психофизиологическую диагностику – это исследование и оценка индивидуальных особенностей и перспектив развития человека в целях выявления его пригодности к успешному выполнению различных видов профессиональной деятельности.
Профессиональная консультация проводится с учетом индивидуальных особенностей, общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также исходя из требований, предъявляемых к человеку различными профессиями. Ее цель – на основе профессиографических сведений и результатов профессиональной диагностики дать человеку совет, рекомендацию о выборе профессии, предпочтительного вида деятельности.
С учетом общей структуры профессиональной ориентации в ее содержании можно выделить три взаимосвязанных функциональных аспекта:
- информационный (просветительский),
- диагностический,
- воспитательный.
Информационный аспект профориентации связан с необходимостью обеспечить молодежь всесторонней информацией о существующих профессиях и специальностях на основе профессиографических данных. По мнению Е. А. Климова, все школьные учебники должны содержать профессиографическую информацию, ибо знания о мире профессий -условие воспитания у молодежи уважения к труду и готовности к выбору своей профессии.
Диагностический аспект профориентации предусматривает всестороннее изучение и оценку индивидуально-психологических качеств, состояния здоровья и физического развития человека в процессе выбора профессии. Помимо определения пригодности к конкретной профессии целесообразно подбирать ряд смежных, резервных профессий, в которых он также смог бы работать с необходимой эффективностью и надежностью.
Воспитательный аспект – ведущий в структуре профориентации, предполагает формирование у подростков профессиональной направленности, выработку у них интереса и стремления к выбору определенных профессий, осуществление психологической подготовки к предстоящему профессиональному обучению и практической деятельности.
Прочее о педагогике:
Связь педагогики с другими науками
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она тесно взаимодействовала со многими науками, которые и влияли на ее становление и развитие. Связь педагогики с философией является наиб ...
Развитие физиологического дыхания у детей раннего возраста на
занятиях по развитию речи
Дыхание – рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в котором участвуют различные органы: легкие, бронхи, носоглотка, мышцы диафрагмы. Цель дыхания – избавление от продуктов обмена (углекислый газ) и насыщение тканей и клеток организма кислородом. С помощью специальных техник дыхания (н ...
Методика организации лекционного занятия по теме "Наноматериалы и
нанотехнологии"
В педагогической литературе рекомендуется использовать лекционную модель (расширенный план лекции), которая используется при чтении лекции. Лекционная модель может печататься в нескольких экземплярах, в ней расставляются все обходимые логические ударения, помещаются нужные иллюстрации. Вводную част ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.