Образование сегодня » Организация профориентационной работы в условиях детского дома

Организация профориентационной работы в условиях детского дома

В современных условиях проблемы профориентации детей-сирот детерминированы как объективными, так и субъективными факторами. Объективно ускоряются темпы развития рыночных отношений, обостряются конкурентные отношения, возникают кризисные явления, ослабляющие социальную защищенность различных категорий населения, и прежде всего детей-сирот. К субъективным факторам можно отнести личностные особенности детей-сирот, осложняющие их выход в конкурентную профессиональную среду, обусловленные лишением ребенка материнской заботы и организацией жизнедеятельности детей в детском доме. Условиями конкурентоспособности детей-сирот является востребованная профессия, социально-трудовая компетентность, адаптивность. Очевидно, что успешность детей-сирот в будущей трудовой деятельности определяется в значительной степени качеством организации их профессиональной ориентации.

В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно, по данным Министерства образования и науки РФ, из учреждений для детей-сирот выпускается около 13 тысяч детей, из них 95% продолжает обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профобразования, и только около 5% устраивается на работу.

Объект работы: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей находящиеся на воспитании в детском доме.

Предмет работы: особенности организации профориентационной работы в условиях детского дома.

Цель данной работы – исследование особенностей формирования и разработка инновационной программы профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома.

Поставленной цели соответствует выполнение следующих задач:

- теоретический анализ литературы по проблеме профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома;

- изучение особенностей воспитанников детских учреждений для детей-сирот, предопределяющих специфику их профессионального выбора.

- рассмотрение сущности профессиональной ориентации детей-сирот, находящихся на воспитании в детском доме;

- анализ нормативно-правовой базы профориентации воспитанников детского дома;

- анализ полученных данных в результате эмпирического исследования;

- оценка уровня ориентированности детей-сирот в мире профессиональной деятельности;

- создание программы профессиональной ориентации детей-сирот в условиях детского дома.

Гипотеза исследования: закрытая среда интерната является конвейерной системой, которая чаще всего не дает возможности для полноценного выбора профессии, развития личности.

Существенное значение для определения ведущих позиций данной работы имели работы, посвященные особенностям развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома. В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых детально описаны явление психической депривации, вопросы ответственности ребенка–сироты за собственное будущее. Различным аспектом социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены работы В.С. Мухиной, Л.М. Шипицыной, Л.В. Байбородовой, Е.О. Гордиевской, Е.М. Старобиной, Л.Н. Серебренниковым, А.П. Чернявской исследованы психолого-педагогические особенности детей – сирот, которые должны быть учтены в процессе их профессиональной ориентации. Различные вопросы профессионального самоопределения и профориентации раскрыты в трудах Э.Ф. Зеера. Психологическая сущность профессиональной ориентации раскрыта в работе Е.А. Климова.

Интернет-ресурсы предоставляют информацию о благотворительных организациях, занимающихся, в том числе и профориентацией детей-сирот (благотворительные Фонды «Клуб успешных выпускников детских домов России» - «Желтая подводная лодка», КРОМО «Равновесие», «Сиротинка» и другие).

В данной работе были использованы методы наблюдения за детьми -сиротами находящихся на воспитании в детском доме, и метод беседы с ними. В результате выявилась проблема их профессионального выбора, самоопределения. Так же был использован метод анкетирования, где анкета состояла из 10 вопросов. Первые 5 вопросов посвящались знанием опрашиваемых об известных им профессий, об их определенности в ее выборе. Следующие 3 вопроса посвящались их определенности действий после окончания школы, остальные 2 вопроса освещали возраст и класс в котором они обучаются. В результате проведения анкетирования стало известно о том, что большинство опрашиваемых знают лишь профессии начального профессионального образования, где в основном и собираются обучаться после 9 класса, а из специальностей высшего образования были названы только две профессии – инженер и менеджер.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что необходимо применять к детям – сиротам новую систему воздействия –последовательную и поэтапную профориентационную работу. Предлагаемая авторская программа профориентации в ВКР является на современном этапе актуальным, не требующим материальных затрат, и не требует особой сложности в его проведении.

Прочее о педагогике:

Рефлексия творческой деятельности
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий. Под рефлексивными действиями понимают: готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации; умения обретать новый смысл и ценности; ...

Познавательный интерес и новые информационные технологии
Современные информационные технологии основаны на комплексном использовании различных типов информационных процессов в рамках единого технического комплекса на базе компьютерной техники. Информационные технологии (ИТ) – совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологи ...

Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возрата
Один из краеугольных камней осуществляемой в стране, реформы школы повышения эффективности воспитания и обучения на основе учета возрастных особенностей организма школьника. Правильное решение вопросов организации и методики проведения занятий, выбора средств, нормирования физических нагрузок, опти ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru