Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы – причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей.
Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60% детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства после первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И даже если в 1945 году причины сиротства были понятны, то в наше время их трудно принять как естественные.
Социальное сиротство – это опасное социальное явление.
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот – домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов.
Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к выбору профессии, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является выбор профессии, который определяет судьбу человека. Неудачно принятое решение часто приводит к трагическим последствиям и, наоборот, успешное профессиональное самоопределение – это активная, творческая, счастливая жизнь. Важно, чтобы молодой человек не ошибся в своем выборе.
Труднее всего решить эту проблему тем, у кого нет родителей. Каждого, кто взял на себя ответственность за воспитание сирот, волнует судьба ребенка, его будущая профессия – главное занятие, обеспечивающее моральное и материальное благополучие.
У сирот чаще, чем у других детей, возникают проблемы профессионального выбора. Ребенку-сироте в большей степени приходится рассчитывать на свои собственные силы. Помощники и опора детей – те взрослые, которые с ними взаимодействуют. Это воспитатели детских домов и интернатов, педагоги, психологи, социальные работники.
Многие выпускники основной и средней школы, воспитанники учреждений для детей-сирот определяют свой профессиональный путь не на основе глубокого осознания, а под влиянием взрослых, случайных обстоятельств. Поэтому важно, чтобы педагоги квалифицированно организовали профориентационную работу, обеспечили условия для принятия воспитанниками осознанных и обоснованных решений, связанных с выбором профессии и жизненных ориентиров.
Профессиональный выбор и личностное самоопределение – это одна из стержневых проблем в воспитании детей-сирот.
Прочее о педагогике:
Проблемное обучение
Исследователями установлено, что познавательная деятельность студентов слагается из творческой и репродуктивной. Они взаимосвязаны и находятся в определенном соотношении, которое зависит от подготовленности студентов. Элементы творчества и воспроизведения следует отличать по двум признакам: по резу ...
Значение общения в психическом развитии ребенка
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, приводит к воз ...
Ощущение и восприятие как физиологическая основа сенсорного развития
Сенсорное развитие - это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. Ощущение - это психический процесс, начинающий развиваться сразу после рождения ребенка. Суть ощущений заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов, таких, как тепло и холод, твердость ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.