Образование сегодня » Способы оптимизации социокоммуникативных контактов детей с ограниченными возможностями » Значение общения в психическом развитии ребенка

Значение общения в психическом развитии ребенка

Страница 1

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, приводит к возможности реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение — важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Как полагал Л. С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.

Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного практического взаимодействия ребенка со взрослым.

В младшем возрасте ведущим является эмоциональное общение ребенка со взрослым, затем оно сменяется предметно-деловым и наконец, — речевым общением.

Чем старше становится ребенок, тем больше его потребность в общении и в оценке окружающих становится связанной с жизнью общества, с его моральными и нравственными нормами. У старших детей имеют место социальные мотивы, которые связаны со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, мотивами самолюбия и самоутверждения.

Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка. Развитие психики ребенка — это процесс, происходящий путем усвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми — носителями этого опыта.

Решающая роль общения в психическом развитии ребенка доказывается глубоким и необратимым недоразвитием детей, выросших в изоляции от человеческого общества; явлениями госпита-лизма, наблюдающимися при дефиците общения детей со взрослыми. Дефицит общения в раннем возрасте отрицательно сказывается на последующей судьбе личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности. Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:

— благодаря позитивным качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

— благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

— путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

— на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

— благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

— вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни, и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Критериями анализа становления потребности в общении являются:

— внимание к партнеру;

— эмоциональное отношение к его воздействиям;

— стремление продемонстрировать себя;

— чувствительность к отношению партнера.

Основные мотивы общения:

— потребность в впечатлениях (познавательный мотив);

— потребность в активной деятельности (деловой мотив);

— потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Решающим фактором при этом служит поведение взрослого человека.

Никому не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

Несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение людей взаимодействовать друг с другом, подходы к обучению общению умственно отсталых нащупываются гораздо медленнее, чем в других сферах специальной педагогики и психологии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Понятие взаимодействия и характеристики продуктивного взаимодействия в образовательном процессе
В отечественной и зарубежной психологии всегда был актуальным поиск детерминант, определяющих характер взаимодействия в системе «педагог-обучаемый» и изучение его влияния на особенности развития личности. Сущностью процесса взаимодействия является непосредственное или опосредованное воздействие суб ...

Классификация методов воспитания
Создание метода — это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих дости­гать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разо­браться в ни ...

Основные направления социально-профориентационной работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях детского дома
Профессиональная ориентация – это система психолого-педагогических, социально-экономических и медико-физиологических мероприятий, помогающих человеку, стоящему на пороге профессионального выбора, своевременно выбрать профессию с учетом объективных потребностей общества и своих индивидуальных особен ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru