Образование сегодня » Способы оптимизации социокоммуникативных контактов детей с ограниченными возможностями » Значение общения в психическом развитии ребенка

Значение общения в психическом развитии ребенка

Страница 5

В организации процесса общения важную роль играют пространственные условия. Пространство в общении структурируется определенным образом, то есть существуют оптимальные «зоны» для различных видов общения.

Четыре межличностных зоны были выделены экспериментальным путем американскими учеными Э. Холлом и Дж. Трейджером.

Первая зона — интимная, она простирается на расстояние от 15 до 45 см. Эту зону человек рассматривает как свою собственную. Нарушать интимную зону разрешается тем людям, которые близки человеку (любимые люди, родители, супруги, дети, близкие родственники и друзья).

Общение в интимной зоне требует тихого голоса до шепота. При этом максимум информации передается не словами, а интонацией и мимикой лица. Многое не говорится, а только подразумевается, часты недоговоренности.

Вторая зона — личная. Она распространяется от 45 до 120 см. На этом расстоянии друг от друга люди обычно держатся во время приемов, на различных вечерах, общаясь со знакомыми. Это нормальная дистанция для повседневного общения. Люди при этом говорят негромким голосом, общаются свободно, неофициально.

Третья зона — социальная (официальная), она распространяется от 120 до 400 см. На этом расстоянии люди держатся от незнакомых людей, улаживают служебные дела, проводят официальные встречи в кабинетах и в других общественных местах. На расстоянии 250—400 см каждый может заниматься своим делом, не мешая окружающим.

Общение на официальной дистанции требует громкой, четкой и достаточно раздельной речи, исключаются недоговоренности. Все должно быть сказано открытым текстом, каждое предложение проговаривается до конца.

Четвертая зона — зона публичного общения. В зависимости от количества людей дистанция между ними колеблется от 4 до 8 м и более. Такой тип общения требует уже значительного изменения поведения человека. Голос должен быть громче, чем в обычных условиях. При этом требуется особая, отрывистая речь, когда каждое слово выделяется, четко выговаривается, произносится с ударением. Каждое предложение строится правильно и договаривается до конца.

Обратная связь, в результате которой в общении устанавливается соответствующее взаимодействие, определяется рядом факторов. Для интимной и личной зон известную роль играют жесты, мимика, позы, а также ощущение тепла и запаха. Однако главным каналом обратной связи здесь является зрение.

Социальная дистанция — это видение лица собеседника как целого, или всего тела человека и различение движений губ. Наконец, публичная дистанция — это расстояние, на котором люди легко «схватывают» взглядом несколько человек.

За последнее время проведено много исследований, посвященных выявлению тех или иных связей между состояниями и переживаниями человека, и тем как они выражаются внешне. На их основе можно сделать следующие выводы, результаты свидетельствуют о том, что информация, заключенная в тех или иных внешних проявлениях человека, может быть воспринята и вполне адекватно понята практически всеми людьми, в том числе и с нарушением интеллекта Поэтому родителям и педагогам, работающим с «особыми» людьми, следует обращать внимание не только на развитие вербального, но и невербального общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Прочее о педагогике:

Структура занятий
Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, ...

Особенности сенсорного развития детей 4-го года жизни
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. ...

Сущность воспитания и его виды
Понятие воспитание — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смы ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru