Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Понятие взаимодействия и характеристики продуктивного взаимодействия в образовательном процессе

Понятие взаимодействия и характеристики продуктивного взаимодействия в образовательном процессе

Страница 1

В отечественной и зарубежной психологии всегда был актуальным поиск детерминант, определяющих характер взаимодействия в системе «педагог-обучаемый» и изучение его влияния на особенности развития личности.

Сущностью процесса взаимодействия является непосредственное или опосредованное воздействие субъектов друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь. Интегрирующим фактором выступает воздействие, способствующее появлению личностных новообразований субъектов процесса взаимодействия, т.е. субъекты взаимодействия выступают как детерминанты личностных преобразований. Субъект-субъектное взаимодействие характеризуется взаимонаправленностью, взаимо-согласованностью ожиданий и действий, рефлексивной многозначностью, психологической защищенностью.

По мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, взаимодействие в системе «преподаватель-студент» может выступать в двух основных формах. Во-первых, это субъект-объектная форма взаимодействия, когда педагог формирует личность студента относительно неких заранее определенных эталонов, которые, чаще всего, не соответствуют сущностным характеристикам его личности и тогда «развитие» обучаемого сводится к его «формированию». Во-вторых, это субъект-субъектная форма взаимодействия, когда, взаимодействуя со студентом, педагог включает в свое «личностное пространство» «личностное пространство» обучаемого, не изменяя при этом его сущностных характеристик, которые и развиваются в этом взаимодействии. Наличие субъект-субъектных отношений возможно только тогда, когда отношение к другому и к себе строится на признании педагогом ценности собственной личности и ценности личности студента, которое, в свою очередь, будет определяться мерой развития субъектности каждой из взаимодействующих сторон.

Изучение психологических особенностей педагогического взаимодействия предполагает обращение к следующим категориям: взаимодействие, активность, педагогическое взаимодействие, субъект.

Взаимодействие – основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами, включая каузальные, причинно-следственные (А.А. Леонтьев).

Педагогическое взаимодействие – это профессиональное взаимодействие преподавателя с учащимися на занятии и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри сложившегося коллектива (А.А. Леонтьев). Это определение будет неполным без определения категории «субъекта». Субъект обозначает того, кто действует, сознает, относится (Б.Г. Ананьев, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов).

Таким образом, эти категории в совокупности образуют взаимодействие субъектов. Выше было приведено определение «взаимодействия», которое предложил Е.Н. Шиянов. Другие авторы взаимодействие рассматривают в ином ракурсе. А.А. Леонтьев, рассматривая в диалектико-материалистическом плане категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в органическом мире, в мире живой материи: «Жизнь – это процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел». Чем выше организация тел, тем сложнее это взаимодействие. Во всех формах взаимодействия в неживой природе или объектов живой и неживой природы воздействие одного объекта приводит к разрушению другого. Объект, испытывающий воздействие, оказывается в пассивной, страдательной позиции. Он может участвовать в этом взаимодействии только силой своего природного сопротивления, но неизбежно разрушаясь, исчезая.

Важно отметить, что образовательная система связана с такой категорией как взаимодействие и образует педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие – это связи, которые проецируются в более или менее явной форме на образовательный и, в частности, на учебный процесс непосредственно в аудитории. Это выражается в отношении студентов к учению, к преподавателям, ВУЗу, что в свою очередь есть проекция системы ценностей на характер их учебной деятельности. В настоящее время педагогическое взаимодействие обретает организационные формы сотрудничества (активные формы – деловые, ролевые игры, совместно-распределительная деятельность) в триадах, группах, тренинг-классах. Сотрудничество включает в себя, прежде всего, взаимодействие самих студентов. В образовательном процессе создается ситуация множественности планов и форм педагогического взаимодействия. Соответственно усложняется и его общая схема.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Цели и задачи обучения чтению на старшем этапе школы
Перспективы и состояние обучения чтению как ведущему виду коммуникативной деятельности в средней общеобразовательной школе требуют тщательного, всестороннего научно-методического анализа с реалистических позиций. В настоящее время нужны новые методические решения, направленные на поддержание опреде ...

Социально-педагогические принципы построения модели школьного самоуправления
Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования в психологических исследованиях можно выделить основные принципы построения модели школьного ученического самоуправления. 1. Принцип уровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления. Данный принцип используется при поз ...

Элементы школьного образования
Экологические знания рассматривают общество и природу в их взаимодействии. Общественные науки раскрывают цели, которые преследует человек, используя природу, дают характеристику ценностей, на которые человек опирается или должен опираться в своей деятельности. Естественные науки показывают, какие з ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru