Педагогическое взаимодействие ранее часто описывалось схемой S-O, где S – это активный субъект, инициирующий обучение, передающий знание, формирующий умение, контролирующий и оценивающий их. Студент рассматривается как объект обучения и воспитания. Основываясь на такой характеристике педагогического взаимодействия, как активность всех его участников, схему педагогического взаимодействия в последние годы трактуют как двустороннее субъектно-субъективное взаимодействие S1=S2, где S1 – преподаватель и S2 – cтудент, образуют общий совокупный субъект S1=S2}S3, характеризующийся общностью целей. В силу того, что педагог работает в группе, члены которой также взаимодействуют между собой, в его педагогическую задачу входит формирование этой группы как совокупного субъекта, учебные усилия которого также должны быть направлены на достижение одной цели. Складывающаяся схема педагогического взаимодействия, таким образом, представляет собой многоярусное образование, прочность которого основывается, в частности, на установлении психологического контакта между участниками взаимодействия. Психологический контакт – это общность психического состояния, вызванная и вызывающая взаимопонимание совместной деятельности, связана с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия.
Контакт осознается и переживается субъектами педагогического взаимодействия как положительный подкрепляющий его фактор. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Другими словами, внутренними механизмами контекста являются: эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие.
В основе эмоционального переживания лежит психическое явление «заражение», механизм которого рассматривается в социальной психологии как способ интеграции групповой деятельности. Являясь древним по своему происхождению и многообразным по проявлению (Г.М. Андреева), заражение выступает как форма спонтанного внутреннего механизма поведения человека. Эмоциональное сопереживание субъектов педагогического взаимодействия является одновременно и основным механизмом контакта. Следует отметить, что «эмоциональное сопереживание как механизм контакта вызывается в первую очередь личностями педагогически взаимодействующих субъектов, личностной значимостью предмета педагогического взаимодействия, отношением сторон к этому процессу. Это обеспечивает взаимопонимание и общность, согласованность педагогического взаимодействия».
Вторым механизмом психологического контакта педагогически взаимодействующих сторон является мыслительное содействие, сомышление, определяемое включенностью обеих сторон в одну и ту же активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определенных мыслительных задач. Этот механизм так называемого «интеллектуального содействия определяется совместностью интеллектуальной деятельности субъектов взаимодействия, например, преподавателя и студентов» . Внутренним условием возникновения контакта между педагогически взаимодействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность. Внешним проявлением контакта является поведение педагогически взаимодействующих субъектов. Так, например, показательным для контакта в группе является поза «внимание»: напряженное, несколько направленное вперед положение тела, взгляды и жесты одобрения, рабочая, регулируемая самим учителем тишина, ожидающее, напряженное молчание студентов во время пауз, колебания и размышления учителя. Эти и другие показатели описываются специальным разделом теории общения – проксемикой.
Контакт является условием и следствием педагогического взаимодействия его субъектов, повышающим эффективность этого процесса и результата. В педагогическом взаимодействии психологический контакт определяет, прежде всего, возможность естественного, незатрудненного общения, – его наличие важно и для продуктивного сотрудничества. Педагогическое взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон, выступающих в позиции субъектов, где согласованное действие результируется состоянием контакта. Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, заменяется взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и студентов. Его основными параметрами являются взаимоотношения, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность. По мнению ряда исследователей, сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к студенту, предъявление ему определенных требований или предложений. В результате педагогического взаимодействия возникают различные психологические новообразования личностного и межличностного характера, которые принято называть изменениями или эффектами. В последнее время эти новообразования чаще называют феноменами. Они могут иметь конструктивный (развивающий) и деструктивный (разрушающий) характер. Первые задают содержание и пространство образования, созидают как развивающуюся личность, так и группы, коллективы изменяют уровни развития, формируют установки, характеры, ценностные ориентации, субъективные формы проявления и существования, образцы и эталоны.
Прочее о педагогике:
Урок как основная форма обучения учащихся. Требования к уроку
Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской шко ...
Содержание коррекционно-развивающего обучения и
воспитания детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС
Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, должна строиться на основе данных, полученных в результате психолого-педагогического обследования каждого ребенка, а также учитывая общие закономерности развития детей раннего возраста (до 3 лет). Исходя из этого, опр ...
Значение семьи в жизни ребенка
Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественное. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребёнок научается одно любить, другое – ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются его интересы, ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.