Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, должна строиться на основе данных, полученных в результате психолого-педагогического обследования каждого ребенка, а также учитывая общие закономерности развития детей раннего возраста (до 3 лет). Исходя из этого, определяется содержание коррекционно-педагогической работы с каждым воспитанником на ближайший период по основным линиям развития:
социальное (формы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми, сверстниками; формирование представлений у ребенка о себе);
физическое (совершенствование общей моторики, ручной и мелкой моторики);
познавательное (развитие восприятия, наглядно-действенного мышления, ознакомление с окружающим, развитие речи);
формирование предметно-игровых действий;
формирование продуктивных видов деятельности (лепка, конструирование, рисование).
Содержание коррекционно-педагогического процесса должно быть разработано в индивидуальной программе воспитания, обучения и развития каждого ребенка.
Индивидуальная программа должна быть построена с учетом следующих принципов:
учета генетического хода основных линий развития, предполагающего обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития;
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;
единства требований к воспитанию ребенка в дошкольном учреждении и в условиях семьи;
деятельностного подхода к развитию личности ребенка. Подход этот реализуется в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с интересом ребенка;
коррекционной направленности воспитательного процесса.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с органическим поражением ЦНС наиболее эффективна в трехлетнем возрасте. В этот период содержание работы рассматривается с двух точек зрения: «Чему учить?» и «Как учить?». Образовательные потребности детей третьего года жизни с органическим поражением ЦНС определяются возрастными и индивидуальными особенностями, а также зависят от способов общения и форм взаимодействия ребенка с близкими взрослыми.
Известно, что в раннем возрасте общение и предметная деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребенка в целом. Исходя из возрастных особенностей, вопрос «Чему учить?» рассматривается, прежде всего, как формирование способов общения; формирование типичных видов деятельности и ведущего типа деятельности, психологических новообразований; самостоятельности ребенка; личностных качеств.
Коррекционно-педагогическая работа с ребенком третьего года жизни с органическим поражением ЦНС направлена на решение двух основных задач.
Первая задача – формирование тех психологических новообразований, которые должны быть, но еще не появились у данного ребенка: умение эмоционально общаться, подражать, совершать предметные действия, овладение навыками опрятности, самостоятельность в быту.
Вторая задача – формирование ведущей деятельности и психологических новообразований, характерных для ребенка третьего года жизни: предметной деятельности, представлений о себе, совершенствование восприятия, наглядно-действенного мышления, появление фразовой речи, а также формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности – лепке, рисованию, аппликации, конструированию.
Вопрос «Как учить?» рассматривается с учетом соотношения возрастных особенностей и индивидуальных мотивов и потребностей каждого ребенка. В ходе обучения детей третьего года жизни с органическим поражением ЦНС важно умело сочетать практические, наглядные и словесные методы воздействия. При этом главнейшим условием эффективности коррекционно-образовательного процесса является характер взаимодействия взрослого с ребенком, где инициатором является взрослый и остается таковым длительное время.
Задачи коррекционно-педагогической работы с каждым ребенком реализуются последовательно и в общем виде, направлены на социальное, физическое и познавательное развитие.
Социальное развитие – это установление прочных эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми; усвоение способов приобретения общественного опыта; формирование представлений о себе, а также позитивных способов взаимодействия с другими людьми.
В социальном развитии важным направлением в работе является формирование представлений о своей семье, о взаимоотношениях в ней и способах их проявления к близким людям.
Работа проводится в следующем порядке: выделение близких ребенку людей, формирование эмоциональных и двигательных реакций на появление их в группе, установление позитивно-личностного контакта ребенка с близкими взрослыми; формирование тактильно-эмоциональных и речевых способов выражения привязанности, любви к близким взрослым; узнавание матери и других членов своей семьи на фотографиях; выделение своей социальной позиции в семье (дочь, сын).
Прочее о педагогике:
Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности
движений
Методика совершенствования точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Эти способности основаны преимущественно на проприоцептивной чувствительно ...
Брак в подростковом возрасте
Любовь — высокое благородное чувство, которое сопровождается сильными психоэмоциональными реакциями. Настоящая любовь — это гармония духовного и физического начала, идеального и материального. Духовное, нравственное в любви облагораживает то, что идет от инстинкта, а инстинкт не позволяет любви быт ...
Понятия силовые способности. Формы проявления
По мнению авторов учебника «Теория и методика физической культуры», мышечная сила как характеристика физических возможностей человека – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Силовая подготовка (Платонов В.Н. 2000г) – это развитие ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.