Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Понятие взаимодействия и характеристики продуктивного взаимодействия в образовательном процессе

Понятие взаимодействия и характеристики продуктивного взаимодействия в образовательном процессе

Страница 3

В целом вся группа конструктивных (развивающих), задающих, строящих феноменов является личностно-порождающей. Вторая группа феноменов, названных деструктивными, вносит изменения в те же сферы, что и конструктивные феномены, но эти изменения являются или личностно-деформирующими или личностно-разрушающими. Так, В.А. Артемов, А.В. Бельский, К. М. Левитан считали, что одним из значимых конструктивных феноменов педагогического взаимодействия является психологический статус личности, без обретения которого не может существовать процесс активного, последовательного, прогрессивного развития и саморазвития личности. Статус характеризует не только реальное место студента в системе межличностных отношений, но и положение в группе, семье, которое он приписывает самому себе. Существенные расхождения в объективном статусе и его субъективном восприятии становится причинами фрустрации, конфликтов, которые мешают нормальному развитию, дестабилизируют и деструктируют личность.

Потребность построения себя как личности, в самосовершенствовании и самодвижении не возникает спонтанно, она развивается в процессе педагогического взаимодействия. Именно педагогическое влияние позволяет студенту осознать несовпадение «Я» - реального и «Я» - идеального, без чего не может произойти акт развития. Педагогическая поддержка несет на себе функцию не только помощи и защиты от неуверенности, тревожности, страха невыполнения учебных заданий и дел, но и утверждает психологический статус студента.

Преподаватель должен помогать студентам решать не только учебные, но и личностные задачи, среди которых установление статуса – одна из наиболее важных. Однако с педагогической реалии успеваемость школьника является основным показателем его неудач и достижений в течение всего времени обучения. Высокая успеваемость обычно ассоциируется у преподавателя с общим благополучием студента, низкая успеваемость воспринимается как показатель определенных трудностей, неблагополучия учащихся . Это искажает и затрудняет определение положения студента, так как многообразие факторов, входящих в структуру статуса, подменяется одним из них. Другие, детерминирующие статус студента характеристики (деловая, коллективная направленность, хорошие способности, внешность, личностные свойства, возраст, общительность, готовность помочь товарищу, манеры поведения), остаются неучтенными или не принимаются во внимание.

В то же время феномен авторитета педагога имеет особое значение в реализации выше перечисленных характеристик стратегий педагогического взаимодействия. Наблюдения показывают, что педагог может быть авторитетным лицом для учащихся любого возраста, но основание его авторитета различно.

Для студента авторитета роли педагога недостаточно. Правда, в ситуации, значимой для группы в целом, и, прежде всего, в условиях учебной деятельности, за преподавателями, как правило, признается право на принятие ответственного решения. В ситуации же личностно значимой для студента, особенно в условиях вне учебной деятельности, такое доверие авансируется преподавателю в меньшей степени. Такое сужение сферы авторитетного влияния, признание авторитета лишь в одной или некоторых областях называют «спецификацией авторитета». Если студент признает за преподавателем право на принятие ответственного решения и в ситуации личностно значимой, то это есть проявление подлинного авторитета личности педагога. В процессе педагогического взаимодействия могут возникнуть психические феномены, зачастую неосознаваемые ни студентами, ни преподавателями. Эти воздействия можно назвать ненаправленными и непроизвольными. Прежде всего это – фасилитация, то есть изменение эффективности деятельности студента при контакте с преподавателем и другими студентами. Даже пассивное присутствие преподавателя в группе активизирует студентов, направляет их деятельность в нужное русло, стабилизирует ее без явных со стороны преподавателя целенаправленных действий. Однако феномен фасилитации возникает только в том случае, если преподаватель является авторитетным, референтным, признанным. «Новый» преподаватель, то есть «не свой», заметно уступает «старому» преподавателю по силе своего влияния на студентов. Этот феномен наблюдается не только в педагогической деятельности. Референтные, популярные, признанные лидеры в любой области вызывают появление феномена фасилитации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Психологический портрет группы
Младший школьный возраст (6-10 лет). Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему в ...

Понятие и содержание математических представлений у дошкольников
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций: сравнение, обобщение, классификация. Формирование элементарных математических п ...

Методические рекомендации по организации закрепления знаний на уроках конструирование и моделирование одежды
В современном образовании все больший упор делается на то, чтобы студенты активно включались в процесс приобретения знаний. Именно позиция студента становится все более определяющим фактором в результатах познавательной деятельности. В данной работе представлены методические рекомендации организаци ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru