Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Понятие взаимодействия и характеристики продуктивного взаимодействия в образовательном процессе

Понятие взаимодействия и характеристики продуктивного взаимодействия в образовательном процессе

Страница 4

В явлениях фасилитации авторство воздействующего субъекта «остается в тени», не рефлексируется в сознании преподавателя и студентов и относится к фактам непроизвольной регуляции поведения. Феномен фасилитации не возникает внезапно. Ему предшествует достаточно большой опыт взаимодействия преподавателей и студентов и складывающийся тип межличностных отношений. Нередко возникают ситуации, когда преподаватель тормозит активность студентов, вызывая негативное отношение не только к себе, но и к деятельности, в которую они включены. Эти проявления известны как феномен негативной фасилитации. Она ведет к возникновению психологических барьеров и комплексов, а затем реализуется в защитных реакциях организма: повторных действиях, грубости, болтливости.

Одним из феноменов, рождающихся в педагогическом взаимодействии, является взаимопонимание, которое определяется как система чувств и взаимоотношений, позволяющая согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для самораскрытия способностей каждого. Взаимопонимание обеспечивает такой уровень «совместности», когда между участниками педагогического процесса нет авторитарного доминирования, эмоциональной напряженности, недоверия или незаинтересованности всем происходящим в этом процессе. Феномен доверия является близким по своим характеристикам к феномену взаимопонимания. В педагогическом взаимодействии проявляется феномен отраженной субъективности. Таким образом, модели педагогического взаимодействия не складываются сами собой. Они имеют социокультурную заданность, отражают специфику жизненного пути педагога, его возрастные, половые, личностные характеристики, а также уровень профессиональной компетентности и педагогического творчества.

Изучение восприятия преподавателя студентами как фактора успешности педагогического взаимодействия предполагает анализ понятий «успешность», «общение», «взаимодействие», «стиль общения» и соотнесение их с содержательными характеристиками оценочного суждения о педагоге, которое, по нашему предположению, выступает в качестве регулятора общения.

Категория успешности педагогического взаимодействия недостаточно четко прописана в психологической науке и нашла отражение в русле понятий «эффективность», «продуктивность», «результативность», «оптимизация», предполагающих количественные и качественные показатели. Что касается проблематики эффективности, рассматриваемой как отношение достигнутого результата к максимально достижимому, то рядом авторов она представляется в совокупности компонентов продуктивности, критериями которой являются школьная успеваемость, особенности интеллектуального развития учащихся; и удовлетворенности, критериями которой являются позитивная динамика общения, доброжелательность, заинтересованность друг в друге, мотивация достижений, отношение к учебной деятельности, удовлетворенность взаимодействием и оценочной деятельностью педагога, потребность в доверительных взаимоотношениях, удовлетворенность педагога профессиональной деятельностью (Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.).

В ряде исследований в русле акмеологического подхода, основную роль в котором играет критерий становления профессионального педагогического мастерства, синонимичным эффективности рассматривается понятие «результативность» при условии количественного измерения критериев эффективности.

В психологической науке понимание продуктивности неоднозначно. Так, отмечается подход к функциональной продуктивности, под которой понимается созданная система дидактических методов и приемов, коммуникативные умения; и подход к психологической продуктивности, критериями которой являются новообразования в личности учащегося. По мнению Н.В. Кузьминой и А.А. Реана, между психологической и функциональной продуктивностью не определено четкой зависимости, так как высокому функциональному уровню не всегда соответствует адекватный психологический. Авторы отмечают, что с уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности. Так, учеными выявлены уровни продуктивности:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Урок – деловая игра «Пищевая промышленность Казахстана» в 9 классе Любимовской школы
География – интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир , но и развивать свой творческий потенциал. Творческий потенциал – это внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть свои способнос ...

Особенности обучению чтению старшеклассников
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии имеются довольно обстоятельные надежные и убедительные исследования по проблеме психологии старших школьников. Эти результаты психологических исследований могут быть плодотворно использованы для разработки частных проблем обучения. Более тог ...

Понятие личностно-ориентированного взаимодействия в психолого-педагогической литературе
Понятие личностно-ориентированного обучения и воспитания, вошедшее в 90-е годы в педагогический арсенал без своей четкой дефиниции может быть определено при рассмотрении таких категорий, как: индивид, индивидуальность (индивидуальный подход), личность. При этом в конкретных исторических условиях пе ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru