Образование сегодня » Применение метода проектов на уроках технологии в первых классах » Понятие «Технология» в начальной школе

Понятие «Технология» в начальной школе

Страница 1

По мнению Л.Ю. Огерчук «В основу парадигмы современного образования положены целенаправленное развитие каждого ребенка, мобилизация его физических и интеллектуальных ресурсов на всех ступенях обучения. Смена стратегии в сфере образования актуализирует проблему технологической подготовки учащихся. «Технология» как образовательная область призвана стать органическим звеном в системе воспитания и развития личности».

В осуществление этой задачи особое место психологи и педагоги отводят урокам труда, основная особенность которых – преобладание практической деятельности, направленной на преобразование предметной реальности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся, соединению работы рук с работой головы. Это особенно важно в начальных классах, где доля продуктивной деятельности пока явно не достаточно.

Привлечение творческих связей к решению трудовых технологических заданий учащимися позволяет осуществлять слияние мысли и физического труда, осмысление выполнения рабочих операций, делая их более интересными. Трудовая деятельность становится источником знаний, стимулом познавательных интересов, жизненной потребностью, что способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию явлений и фактов объективной реальности.

В силу ряда причин уровень трудовой подготовки школьников, особенно на ее начальном этапе, за несколько последних лет заметно снизился. В большинстве школ программы по труду не выполняются. Недостаточно внимания уделяется его преемственности. Слабо используются учебные занятия для формирования у учащихся трудолюбия, осознанного выполнения трудовых операций, творческой активности, интереса к современным профессиям.

Задача усвоения учащимися содержания трудового обучения учителю начальных классов в условиях массовой школы, как правило, кажется незначительной по сравнению с вооружением их навыками письма, счета, чтения и часто игнорируется. В большинстве случаев он и не предполагает, какие именно мыслительные операции и обобщенные способы действий формирует, предлагая учащимся те или иные трудовые задания. Компенсируется это обычно стереотипным приемом «делай, как я». Положение усугубляется нехваткой материально-технического и методико-дидактического обеспечения, дефицитом материалов, инструментов, учебных пособий, инструкционных схем и т.д.

Трудовое обучение в начальных классах выступает составной частью начального образования. В то же время служит базой для дальнейшего его осуществления в основной и старшей школе и должно рассматриваться в этой преемственной связи. Замечательно, что во многих школах уроки трудового обучения в начальных классах ведут специалисты трудовики. Однако и это не решает проблемы.

Что имеется на сегодня для реализации технологической подготовки? Ряд программ, логика, структуры которых не отражает целостных технологических процессов и которые зачастую не содержат информации о том, какие именно способы действий должны освоить учащиеся.

Существуют методические рекомендации и справочники, указывающие на то, какие виды материалов и способы их обработки «должны знать учащиеся младших классов». Особенно ценными в этом плане являются книги П.Я. Рожнева, Н.Е. Цейтлиной, А.П. Демидовой. Но нет методик, позволяющих донести этот материал до сознания ребенка на каждом уровне обучения. Сегодняшних учителей начальных классов и специалистов по трудовому обучению в училищах и вузах, такой методике не обучали.

Младшему школьнику нравятся результаты собственного труда и это уже достаточно сильная мотивация для организации работы. Однако детей следует знакомить не только с назначением изготавливаемых изделий и классификацией исходных материалов, но и, прежде всего, с обобщенными способами их изготовления, а именно с технологиями преобразования материалов в процессе целесообразной продуктивной деятельности. А это означает, что основные направляющие линии в структуре учебного материала должны определяться именно преемственностью в способах преобразований объектов труда.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Проблемное обучение
Исследователями установлено, что познавательная деятельность студентов слагается из творческой и репродуктивной. Они взаимосвязаны и находятся в определенном соотношении, которое зависит от подготовленности студентов. Элементы творчества и воспроизведения следует отличать по двум признакам: по резу ...

Типы школьного самоуправления
Очень многие думают, что проблема школьного самоуправления заключается в привлечении учащихся к управлению школой. Крайним решением этого вопроса в указанном направлении является попытка Винекена. Во главе его школы стоит «школьная община», в которую входят все ученики и учителя и которая собираетс ...

Педагогический анализ коллективно-творческой работы по теме «Без друзей меня чуть-чуть»
Целями коллективно-творческой работы по теме «Без друзей меня чуть-чуть». - выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; - способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха; - содейст ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru