Образование сегодня » Применение метода проектов на уроках технологии в первых классах » Понятие «Технология» в начальной школе

Понятие «Технология» в начальной школе

Страница 2

Для всех классов программой определен набор трудовых знаний и умений по каждому разделу, но не определена последовательность усвоения трудовых приемов, реализуемых в технологических заданиях, не выделены конкретные знания о способах разметки деталей, о схемах и чертежах, не определена их связь с практикой. Работая с такой программой, учителю самому приходится определять уровень сложности выполняемых детьми изделий и необходимой технологической документации.

Логично было бы выделить в программе разделы в соответствии с закономерностями целесообразной обработки материалов, указать необходимые операции, определить графические умения и знания, используемые в конкретных технологиях.

На основе анализа технологических процессов современного производства и содержания трудовой деятельности младших школьников нами было сделано предположение о том, что распределение учебного содержания трудового обучения должно основываться на типах технологических процессов, характеризуемых идентичностью применяемых материалов и единством способов их обработки. Это позволит обеспечить преемственность в изучении закономерностей обработки материалов, определить доступные виды работ для каждого уровня обучения с учетом их трудоемкости, необходимые операции, актуализируемые элементы основ наук (графика, экономика, экология, дизайн и др.). Выделить обобщенные способы действий, умения, знания и обеспечить их перенос на новые объекты труда.

Можно предложить следующую классификацию технологий на основе различий в закономерностях преобразований объектов окружающей среды.

Технология изменения свойств и формы:

- механические технологии;

- тепловые технологии.

2. Технологии изменения свойств и состояния:

- химические технологии;

- биотехнологии.

3. Технологии преобразования энергии.

4.Информационные технологии (передача, хранение и обработка различного рода информации).

Выделяют также педагогические технологии как процесс целенаправленных воздействий на учащихся.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников и спецификой трудового обучения в начальной школе оно охватывает некоторые механические технологии. Последние ограничиваются выращиванием растений и уходом за животными. На завершающем этапе трудового обучения в начальной школе программы предлагают ознакомить учащихся с элементами передачи электрической энергии.

Опыт и исследования привели нас к необходимости структурирования содержания курса трудового обучения по типам технологий: механические, биологические, технологии преобразования энергии.

Первоначальная психологическая основа труда детей строится на стремлении ребенка достичь конечного результата. В соответствии с этим неизбежным психологическим фактом мы приходим к выделению в содержании таких укрупненных разделов, как «Труд человека в быту» (механические технологии), «Труд человека в природе» (биотехнологии), «Изготовление игрушек и технических моделей устройств» (технология преобразования энергии).

Раздел «Труд человека в природе» может быть ограничен выращиванием растений и уходом за животными.

Раздел «Труд человека в быту» включает в себя все виды работ по самообслуживанию и изготовлению различных изделий для бытовых нужд, подарков, художественных изделий и т.п. На базе изготовления изделий посредством механической технологии дети могут познакомиться с элементами информационных технологий. Технологий преобразования энергии, узнать о существовании механических, тепловых и других технологий, а также об их месте в современном производстве. В начальной школе должны быть расширены дошкольные представления ребенка о средствах труда, транспорте, машинах, способах передачи и преобразования энергии, средствах хранения и передачи информации, о социальном и предметном мире.

Раздел «Изготовления игрушек и моделей технических устройств» призван обеспечить ознакомление учащихся с техникой, ее устройством, принципами работы, элементами технологий преобразования энергии. Здесь содержаться сведения о том, почему летают самолеты. Вертолеты и ракеты. Какие силы помогают держаться на плаву кораблю, а подводной лодке опускаться на глубину и всплывать на поверхность, что такое электричество, почему парашют удерживает большой груз в воздухе, и другие сведения, которые вводят детей в мир физики. На законах преобразования энергии основано действие и настоящих машин, и их миниатюрных моделей, простых самодвижущихся игрушек. Изготовление последних (причем необязательно действующих) – немаловажный способ ознакомления ребенка с миром техники.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Организация исследования по формированию педагогической культуры как основы профессиональной деятельности
Целью нашего исследования является установление уровня педагогических способностей студентов ВУЗа. Исходя из цели исследования были назначены следующие задачи: 1. Установить начальный уровень способности студентов к профессиональной деятельности. 2. Раскрыть связь способностей личности с уровнем пр ...

Возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста
Выше нами было дано определение времени, раскрыты его свойства. Также выявлено, что при формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток, ориентироваться во времени, они могут опаздывать на занятия и ...

Этапы и методы опытно-экспериментального исследования
С целью подтверждения практикой теоретического положения исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа. В ней условно можно выделить три основных этапа. Первый этап – поисковый. На данном этапе на основе анализа психолого-педагогической литературы и данных собственного опыта р ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru