Образование сегодня » Применение метода проектов на уроках технологии в первых классах » Понятие «Технология» в начальной школе

Понятие «Технология» в начальной школе

Страница 4

Основываясь на приведенных классификациях материалов и обобщенных способах обработки, предлагаем структуру курса начальной трудовой подготовки по механическим технологиям (труд человека в быту):

лепка:

а. глина,

б. пластилин,

в. снег,

г. песок,

2. Обработка линейных материалов:

а. плетение,

б. ткачество,

в. вязание,

г. макраме,

д. изготовление изделий из проволоки.

3. Обработка листовых материалов:

а. оригами,

б. изготовление изделий с помощью клея и ножниц,

в. шитье и вышивка,

г. выпиливание из фанеры,

4. Обработка трехмерных материалов:

а. изготовление изделий из объемных деталей склеиванием,

б. изготовление изделий с помощью столярных инструментов,

в. Изготовление изделий с помощью винта и гайки,

Такой подход к структурированию курса трудовой подготовки позволил нам отобрать те предельно общие технологические знания, которые адекватно отражают суть и объекты технологий, оптимально способствуют развитию продуктивного мышления, поскольку отражают общие закономерности работы. В ходе изучения механических технологий учащиеся знакомятся с научной организацией труда, обобщенными способами действий, постигают логику обработки материалов, используют знания по основам наук в процессе труда.

Основываясь на принципе содержательного обобщения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) и деятельностном подходе, мы считаем, что дидактической единицей трудового обучения выступают не конкретные изделия или отдельные приемы, или способы действий, а типы технологических процессов, направленных на достижение целого ряда результатов целесообразной, продуктивной деятельности. Преемственность в изучении типичных технологий, основывающаяся на обобщении способов действии, и должна определять магистральные линии в содержании технологической подготовки учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя несколько модулей – относительно независимых, завершенных единиц содержания, выделенных по типам технологических процессов, объединенных в соответствии с идентичностью способов преобразований материалов. При этом преемственность в учебном материале осуществляется как в единстве способов построения чертежей, разметки деталей, формообразования на каждом уровне между модулями раздела, в развитии инвариантных знаний и умений в процессе следования по учебному материалу программы, так и в развитии вариативных – специальных – знаний и приемов резания и способов соединения деталей в каждом модуле.

Учитывая материально-техническую базу школы, возможность обеспечения материалами, инструментами, приспособлениями, учитель может организовать подготовку учащихся по двум-трем модулям из каждого раздела или предложить часть заданий из модуля с учетом общего уровня подготовленности учащихся.

В соответствии с этими подходами специалистами педагогами и психологами разрабатываются новые программы по трудовому обучению, дидактические пособия и методические рекомендации к ним. В основу, которых положена технологическая подготовка учащихся. Распределение теоретического материала осуществляется на основе отбора необходимой информации для осознанного выполнения ими трудовых заданий, обусловленных типами технологических процессов. Содержание тем, выделенных в модулях, включает практический материал, трудовые задания по изготовлению изделий, представление в виде схем, рисунков, чертежей, которые сопровождаются инструкциями и пояснениями, изложенными в логической последовательности в соответствии с процессом работы от начала и до конца технологий.

Для разрабатываемых специалистами в соответствии с описанными выше подходами программ трудового обучения готовятся дидактические пособия: «Лепка», «Оригами», «С клеем и ножницами», «Волшебная игла», «Вейся ниточка», «Дело мастера боится», «Как оживают работы» и другие в виде комплекта тетрадей, который будет назван «Школа мастеров» и адресован учащимся начальной школы.

В 1995-1997 гг. были разработаны дидактические тетради «Оригами» и «С клеем и ножницами», прошедшие апробацию в опытно-экспериментальной работе на базе одной из средних школ Москвы и давшие ощутимые результаты в развитии детей и получившие высокую оценку учителей и родителей учащихся. В настоящий момент завершается работа над модулем «Волшебная игла».

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Сколько весит ранец
Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что взрослым. Неудивительно, что портфели первоклашек, провожая их в школу, несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний вместе с ранцем д ...

Коррекция звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Система обучения детей младшего школьного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В. Туманова). Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе ...

Педагогические взгляды А.И. Герцена
В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако в течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей, поднявшим в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru