Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Понятие взаимодействия и характеристики продуктивного взаимодействия в образовательном процессе

Понятие взаимодействия и характеристики продуктивного взаимодействия в образовательном процессе

Страница 5

низкий уровень характеризуется восприятием педагогом лишь внешнего рисунка поступка, без проникновения в истинные цели и мотивы;

высокий уровень продуктивности отличают отражение устойчивых интегративных свойств личности, выявление ведущих целей и мотивов поведения, объективность оценочных суждений .

В ряде исследований подчеркивается взаимосвязь продуктивности и успешности, причем, превалирующая роль отдается успешности, как качественному показателю эффективности, критериями которой являются благоприятный психологический климат, предполагающий удовлетворенность взаимодействием, открытость друг другу, личностная заинтересованность взаимодействующих (Н.А. Аникеева, А.А. Бодалев, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, И.Б. Котова, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, Н.В. Кузьмина, Е.Н. Шиянов и др.). Понимание успешности педагогического взаимодействия как создания благоприятного психологического климата, способствующего повышению успеваемости, образованию благоприятной почвы для функциональной и психологической продуктивности, наиболее точно подходит к проблематике нашего исследования. Так, по мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, эмоциональные состояния, а именно благоприятный психологический климат способны оказывать регулирующее и активизирующее влияние на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, а также на личностные проявления (интересы, потребности, мотивы и т. д.). Таким образом, критерием успешности педагогического взаимодействия выступает благоприятный психологический климат, показателями которого могут быть: позитивная динамика общения, доброжелательность, заинтересованность друг в друге, мотивация достижений, отношение к учебной деятельности, удовлетворенность взаимодействием и оценочной деятельностью педагога, потребность в доверительных взаимоотношениях, удовлетворенность педагога профессиональной деятельностью.

Теоретическое осмысление проблематики психологического климата как показателя личностно-ориентированного обучения нашло отражение в работах Афониной А.В., Бондаревой С.К., Кан-Калика А.В., Скрипкиной Т.П Авторы рассматривают психологический климат как систему относительно устойчивых психологических состояний, порождаемых межличностными отношениями в группе, это эмоционально-психологический настрой коллектива, проявляющийся в виде совокупности психологических условий, способствующих, либо препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Создание благоприятного психологического климата реализуется через стиль педагогического общения, которое рассматривается нами как форма взаимодействия педагогов и обучаемых.

Таким образом, изучение особенностей педагогического взаимодействия в системе «преподаватель-студент» предполагает выделение таких его компонентов, критериальные показатели которых свидетельствовали бы о характере протекания педагогического общения. В исследовательских целях в качестве выше обозначенных компонентов выступили: психологический климат в учебной группе, удовлетворенность взаимодействием и оценочной деятельностью педагога, заинтересованность, активность субъектов взаимодействия.

Критериальные показатели компонентов продуктивного-непродуктивного педагогического взаимодействия нашли косвенное отражение в исследовании Петровского В.А., Калиненко В.К., Котовой И.Б. (cм. табл. 1).

Таблица 1.

Критерии продуктивности-непродуктивности профессионального педагогического взаимодействия

Критерии продуктивности-непродуктивности педагогического взаимодействия

Критериальные показатели

1. Психологический климат в учебной группе

Неблагоприятный психологический климат.

Неустойчивый психологический климат.

Благоприятный психологический климат.

2.Удовлетворенность взаимодействием.

Не удовлетворены взаимодействием с преподавателем

Ситуативный характер удовлетворенности.

Студенты удовлетворены взаимодействием.

3.Удовлетворенность оценочной деятельностью преподавателя

Негативно устойчивый характер.

Нестабильный, ситуативный.

Положительно устойчивый характер.

4.Заинтересованность субъектов в учебно-профессиональной информации

Устойчиво положительная заинтересованность

Нейтральная позиция

Устойчиво отрицательная заинтересованность

5. Активность субъектов взаимодействия

Позиция субъекта учебно-профессиональной деятельности

Пассивность обучаемых

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Анализ зарубежного и отечественного опыта работы по социально-педагогической поддержке младших школьников, обучающихся на дому
В развитых странах за рубежом уже сложились определенные стандарты, формы и методы работы по социально-педагогической поддержке младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому. Во-первых, это максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями в общ ...

Тема «Использование компьютерного моделирования при обучении учащихся решению планиметрических задач»
Большое поле деятельности для использования компьютерного моделирования в школе представляет курс геометрии старших классов, который даёт возможность учащимся научиться моделировать реальные объекты с помощью геометрических форм и манипулировать ими в соответствии с условиями задачи. Выполняя чертё ...

Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема
Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личнос ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru