Образование сегодня » Организация профориентационной работы в условиях детского дома » Основные направления социально-профориентационной работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях детского дома

Основные направления социально-профориентационной работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях детского дома

Страница 6

Педагогическая профориентационная диагностика призвана ответить на следующие вопросы: чему, каким образом и где обучаться в ходе обретения профессии, по каким показателям оценивать успешность профобучения, какими педагогическими методами пользоваться, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности воспитанника

Психологический аспект профориентационной диагностики ориентирована прежде всего на выявление склонностей, способностей и индивидуальных предпочтений в отношении выбираемой и рекомендуемой профессиональной деятельности, дальнейшего профессионального обучения, а также на выявление своеобразия развития психики воспитанника, возможных нарушений психических функций и особенностей личности, которые могут затруднять освоение профессии, стать противопоказанием к определенным видам деятельности.

В ходе профориентационной психодиагностики психолог пользуется набором психодиагностических методик – как правило, достаточно традиционных, например: «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, «Карта интересов», тест Голланда и другие методики, акцентированные на выявление показателей и характеристик, значимых при выборе и осуществлении профессиональной деятельности.

При этом следует подчеркнуть, что психодиагностический инструментарий, применяемый при профориентационной психодиагностике детей из полноценных семей, не всегда оказывается адекватным для исследования аналогичных функций у детей-сирот. Так, Е. А. Стребелева указывает на то, что ограниченность жизненного опыта воспитанников детских учреждений для детей-сирот может вносить существенные искажения в понимание и исполнение тестовых заданий и способна существенным образом ограничить возможности применения традиционных тестовых психодиагностических методов. Воспитанник может не знать некоторых слов, неправильно понимать их смысл, может быть не осведомленным об элементарных вещах. Учитывая данное обстоятельство, профориентацию лучше строить на выявлении природных возможностей и способностей воспитанника, используя диагностические методы, дающие представление о резервах психического развития такого подростка и позволяющие проводить адекватную коррекционную работу и поставить задачи саморазвития на основе доверительного и уважительного общения с подростком, щадящего его самолюбие и соматическое благополучие.

В ходе психологической профориентационной диагностики воспитанников детских учреждений для детей-сирот определяются и оцениваются следующие параметры:

- специфика развития психических функций (интеллекта, восприятия, памяти, внимания, мышления, психомоторики, динамики психической работоспособности, истощаемости);

- особенности личности подростка с акцентом на диагностике системы личностных отношений; особенности его поведения, характерологические особенности;

- особенности эмоционально-мотивационной сферы (эмоциональной устойчивости, уровня тревожности и т. п.).

В ходе психологической профориентационной диагностики воспитанника также оцениваются те особенности его психологического развития, которые могут существенно затруднять освоение им профессии и последующую профессиональную самореализацию. В их число входят:

- особенности усвоения навыков общения, уровень коммуникативной активности;

- адекватность уровня притязаний, самооценки, критики;

- широта круга интересов, структура ценностных ориентаций;

- степень зависимости от ближайшего окружения.

Также определяются психологические противопоказания и показания к условиям профессионального обучения и профдеятельности на основе оценки соответствия психологического статуса подростка требованиям выбранной профессии; потребности подростка-воспитанника в психокоррекционных мероприятиях в рамках профессиональной ориентации и последующего профессионального обучения и трудоустройства.

С учетом широкого спектра оцениваемых показателей, значимых при осуществлении профориентационной психодиагностики, она носить углубленный характер, охватывающий все стороны психической деятельности воспитанника, ориентирована как на выявление сохранных сторон его психики, так и на диагностику возможных нарушений, негативных проявлений различных сторон психической сферы, которые имеют значение в профессиональном обучении и профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Органическое поражение ЦНС: понятие и причины
Диагноз органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) у детей – весьма частое явление в педиатрической практике. Органическое поражение ЦНС представляет собой широкое понятие, устоявшегося определения которого не существует. Оно является следствием пре – и перинатальной патологии за иск ...

Основные педагогические труды А.И. Герцена
Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми». Эти произведения являются замечательными образцами талантливого, популярного изложения сложных мировоззренческих проблем. Автор просто и жи ...

Состав и особенности учебных действий детей при усвоении ими общей формы числа в развивающем обучении
Опишем учебные действия, при выполнении которых дети выявляют условия происхождения самой формы числа и овладевают способом ее построения. Курс развивающего обучения, разработанный Элькониным Д.Б. и Давыдовым В.В., начинается с введения понятия величины, определенного отношениями “равно”, “больше”, ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru