Данный подход к психодиагностике подразумевает возможность ее поэтапного осуществления – первоначально в минимальном, сокращенном варианте, в последующем – в более расширенном, предполагающем углубленное исследование тех психологических характеристик, особенностей личности подростка и психодиагностических показателей, которые при первичном (минимальном) обследовании оказались спорными в отношении профессиональных возможностей воспитанника (с точки зрения психолога). Спектр и широта применяемых в ходе обследования методик определяются предпочтениями, уровнем квалификации специалиста-психолога, тактическими и стратегическими целями и задачами профориентационного диагностического обследования.
Для проведения минимального профориентационного психодиагностического обследования воспитанников детских учреждений для детей-сирот применяются следующие методики:
- для оценки функций внимания, истощаемости, динамики психической работоспособности: таблицы Шульте, корректурная проба (различные модификации), счет по Крепелину, тест Мюнстерберга;
- для оценки функций памяти: тест зрительной ретенции Бентона, шкала памяти Векслера, запоминание 10 слов;
- для оценки мыслительной деятельности: исключение лишнего (как вербальный, так и невербальный варианты), аналогии, понимание смысла пословиц, пиктограммы;
- для оценки личностных особенностей: тест «Минимульт», тест Голланда.
Психодиагностика воспитанников детских учреждений для детей-сирот также осуществляется с применением хорошо зарекомендовавших себя у данных обследуемых «открытых» вербальных методик, где испытуемому предоставлен выбор слов: проективное интервью, неоконченные предложения, тесты типа Розенцвейга, короткие сочинения на заданную тему, тест продуктивности вербальной памяти.
Следует подчеркнуть, что важная психодиагностическая информация может быть получена специалистом-психологом в ходе наблюдения за воспитанником в процессе выполнения им предлагаемых заданий, а также по ходу проведения психодиагностической профориентационной беседы, являющейся одним из основных диагностических инструментов в осуществлении профориентационной психодиагностики с воспитанниками. В ряде случаев данный метод исследования может стать если не единственным, то основным – в силу индивидуальных особенностей обследуемых.
Для детей-сирот психологом С. М. Булатовым разработаны психологические методики, предназначенные для оценки основных элементов профессиональной направленности - интересов и склонностей. По образцу предлагаемых методик психолог может создавать свои версии опросников, содержащих столько шкал, сколько видов профессиональной деятельности потенциально имеется «в распоряжении» воспитанников данного учреждения по его окончании.
Опросник коммуникативных и организаторских склонностей разработан В. А. Синявским и Б. А. Федоришиным. Он предназначен для оценки способностей воспитанников к установлению эффективных межличностных отношений по «вертикальной» и «горизонтальной» составляющим. Умение устанавливать деловые и неформальные контакты с товарищами и руководством необходимо в любой профессиональной деятельности. Ограничение (недостаточность) способностей к общению, коммуникативному развитию должны учитываться в качестве важного фактора при выборе профессии.
Для оценки профессиональной мотивации воспитанника используются опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности, нацеленный на исследование четырех основных групп мотивов: собственно труда, социальной значимости труда, самоутверждения в труде, профессионального мастерства.
В ходе психодиагностического обследования воспитанника психолог убеждается, что опрашиваемый правильно понимает смысл вопросов анкеты, а также смысл предлагаемых заданий, что они соответствуют уровню восприятия и понимания подростка. Подбор диагностического арсенала должен производиться исходя из конкретных индивидуально-психологических его особенностей.
Главный результат, который получается на завершающем этапе психолого-педагогического консультирования по результатам профориентационной диагностики, это основной и запасной (альтернативный) варианты профессионального выбора, сформулированные самим воспитанником.
Прочее о педагогике:
Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
В основе функционирования системы внеклассной работы по иностранному языку лежит ряд принципов, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы. Исследуя литературу по организации внеклассной работы разных автор ...
Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными
возможностями
Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функц ...
Диагностический материал, характеризующий реальное состояние
образовательной системы в ДОУ
МДОУ «Детский сад № 19» является дошкольным учреждением комбинированного вида. В ДОУ функционирует шесть возрастных групп: две группы для детей ясельного возраста, три группы для дошкольников и один класс для шестилеток. Наполняемость групп детьми: 1. от 1,5 до 2 лет – 21 ребенок 2. от 2 до 3 лет – ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.