Образование сегодня » Организация профориентационной работы в условиях детского дома » Основные направления социально-профориентационной работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях детского дома

Основные направления социально-профориентационной работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях детского дома

Страница 7

Данный подход к психодиагностике подразумевает возможность ее поэтапного осуществления – первоначально в минимальном, сокращенном варианте, в последующем – в более расширенном, предполагающем углубленное исследование тех психологических характеристик, особенностей личности подростка и психодиагностических показателей, которые при первичном (минимальном) обследовании оказались спорными в отношении профессиональных возможностей воспитанника (с точки зрения психолога). Спектр и широта применяемых в ходе обследования методик определяются предпочтениями, уровнем квалификации специалиста-психолога, тактическими и стратегическими целями и задачами профориентационного диагностического обследования.

Для проведения минимального профориентационного психодиагностического обследования воспитанников детских учреждений для детей-сирот применяются следующие методики:

- для оценки функций внимания, истощаемости, динамики психической работоспособности: таблицы Шульте, корректурная проба (различные модификации), счет по Крепелину, тест Мюнстерберга;

- для оценки функций памяти: тест зрительной ретенции Бентона, шкала памяти Векслера, запоминание 10 слов;

- для оценки мыслительной деятельности: исключение лишнего (как вербальный, так и невербальный варианты), аналогии, понимание смысла пословиц, пиктограммы;

- для оценки личностных особенностей: тест «Минимульт», тест Голланда.

Психодиагностика воспитанников детских учреждений для детей-сирот также осуществляется с применением хорошо зарекомендовавших себя у данных обследуемых «открытых» вербальных методик, где испытуемому предоставлен выбор слов: проективное интервью, неоконченные предложения, тесты типа Розенцвейга, короткие сочинения на заданную тему, тест продуктивности вербальной памяти.

Следует подчеркнуть, что важная психодиагностическая информация может быть получена специалистом-психологом в ходе наблюдения за воспитанником в процессе выполнения им предлагаемых заданий, а также по ходу проведения психодиагностической профориентационной беседы, являющейся одним из основных диагностических инструментов в осуществлении профориентационной психодиагностики с воспитанниками. В ряде случаев данный метод исследования может стать если не единственным, то основным – в силу индивидуальных особенностей обследуемых.

Для детей-сирот психологом С. М. Булатовым разработаны психологические методики, предназначенные для оценки основных элементов профессиональной направленности - интересов и склонностей. По образцу предлагаемых методик психолог может создавать свои версии опросников, содержащих столько шкал, сколько видов профессиональной деятельности потенциально имеется «в распоряжении» воспитанников данного учреждения по его окончании.

Опросник коммуникативных и организаторских склонностей разработан В. А. Синявским и Б. А. Федоришиным. Он предназначен для оценки способностей воспитанников к установлению эффективных межличностных отношений по «вертикальной» и «горизонтальной» составляющим. Умение устанавливать деловые и неформальные контакты с товарищами и руководством необходимо в любой профессиональной деятельности. Ограничение (недостаточность) способностей к общению, коммуникативному развитию должны учитываться в качестве важного фактора при выборе профессии.

Для оценки профессиональной мотивации воспитанника используются опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности, нацеленный на исследование четырех основных групп мотивов: собственно труда, социальной значимости труда, самоутверждения в труде, профессионального мастерства.

В ходе психодиагностического обследования воспитанника психолог убеждается, что опрашиваемый правильно понимает смысл вопросов анкеты, а также смысл предлагаемых заданий, что они соответствуют уровню восприятия и понимания подростка. Подбор диагностического арсенала должен производиться исходя из конкретных индивидуально-психологических его особенностей.

Главный результат, который получается на завершающем этапе психолого-педагогического консультирования по результатам профориентационной диагностики, это основной и запасной (альтернативный) варианты профессионального выбора, сформулированные самим воспитанником.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Семья, как причина развития девиантного поведения
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно ...

Элементы школьного образования
Экологические знания рассматривают общество и природу в их взаимодействии. Общественные науки раскрывают цели, которые преследует человек, используя природу, дают характеристику ценностей, на которые человек опирается или должен опираться в своей деятельности. Естественные науки показывают, какие з ...

Эстетическое воспитание школьников – составная часть системы воспитания. Его цель, задачи, содержание
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и понимание ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru