«карьера» – осознание карьеры как последовательной смены видов деятельности, специальностей, профессий, мест работы в течение жизни, как достижения личного успеха и удовлетворенности трудом;
«переход» – развитие качеств и навыков, которые необходимы, чтобы приспособиться к изменениям, связанным с переходом на следующую профессиональную ступень, то есть приспосабливаемость, гибкость, способность принимать оптимальные решения и конструктивно решать личные проблемы.
Цель профессиональной диагностики состоит во всестороннем обеспечении обоснованного профессионального выбора на основе изучения актуальных индивидуальных возможностей человека. В ее ходе решаются задачи по выявлению индивидуальных способностей и возможностей учащихся освоить те или иные виды профессиональной деятельности.
Профориентационная диагностика – это многоплановая работа, включающая в себя элементы медицинской, психологической и психофизиологической, социальной диагностики, отражающей основные аспекты профориентационной работы, поскольку практически любая трудовая деятельность предъявляет те или иные требования именно к этим системам человека.
В рамках медицинского аспекта профессиональной диагностики, осуществляемой специалистом-медиком, проводятся следующие мероприятия:
- оценка состояния здоровья профориентируемого, его психофизических возможностей как в отношении профессиональной деятельности в целом, так и применительно к конкретным видам труда;
- выявление противопоказаний к определенным профессиям;
- оценка толерантности к нагрузкам, работоспособности и иных характеристик, значимых в плане эффективной профессиональной самореализации;
- составление трудового прогноза и рекомендаций по профессиональному выбору исходя из здоровье сберегающих приоритетов.
Отечественные авторы подчеркивают, что для воспитанников детских учреждений для детей-сирот проблема психического и физического здоровья представляется особо актуальной в силу ряда причин. Указывается, что основная часть детей, воспитывающихся в таких учреждениях, имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную отягощенность алкоголизмом, а в последние годы и наркоманией: происходит постоянное увеличение количества сирот, страдающих врожденной психической и неврологической патологией.
Значительную часть воспитанников составляют «отказные» дети, чаще всего имеющие врожденные физические и психические аномалии как следствие их зачатия в состоянии алкогольного опьянения или использования будущей матерью различных средств для прерывания беременности. Одной из первостепенных причин отказа от ребенка является психопатологическая наследственность, различные генетические заболевания, способные проявиться в разном возрасте. Это приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время его внутриутробного развития, к нарушению сенсорных, обменных, гуморальных связей между ними. Последнее способно повлечь за собой патологию родовой деятельности, невынашиваемость, что, в конечном счете, пагубно сказывается на здоровье ребенка, провоцируя разнообразные церебральные нарушения, приводящие в итоге к нервно-психической патологии, отставанию в психическом развитии от ровесников, растущих в семьях, нарушению психического и физического здоровья на всех ступенях развития.
Все вышесказанное подчеркивает важность и актуальность в контексте профориентационной работы с воспитанниками детских учреждений для детей-сирот такого ее аспекта, как медицинский. А именно - необходимость расширения клинико-функциональной составляющей профориентации воспитанников, когда рациональность, адекватность профессионального выбора должна изначально определяться с учетом объективной ограниченности доступных для ребенка видов профессиональной деятельности. А эта ограниченность регламентируется главным образом системой медицинских противопоказаний и показаний к различным видам труда, переносимостью физических и нервно-психических нагрузок в процессе трудовой деятельности, ее условиями.
В рамках педагогического аспекта профессиональной диагностики
осуществляется диагностика потенциальных и актуальных возможностей к профессиональному обучению. Проводится отслеживание качественных изменений, происходящих в процессе воспитательных (педагогических) воздействий. На основе педагогической диагностики определяются наиболее оптимальные пути педагогического воздействия и формулируется педагогический прогноз в отношении, в числе прочего, дальнейшего уровня профессионального образования (начальное, среднее, высшее).
Прочее о педагогике:
Способы организации закрепления
знаний студентов на уроках конструирования
С целью закрепления знаний студентов на уроках конструирования по специальности «Дизайн одежды» используются различные формы и методы работы: устный опрос, дидактические тесты, построение чертежей конструкции на основе своих данных, упражнения-тесты, задания-практикумы. Например, для проведения фро ...
Тема «Использование компьютерного моделирования при обучении учащихся решению
планиметрических задач»
Большое поле деятельности для использования компьютерного моделирования в школе представляет курс геометрии старших классов, который даёт возможность учащимся научиться моделировать реальные объекты с помощью геометрических форм и манипулировать ими в соответствии с условиями задачи. Выполняя чертё ...
Тематическое планирование курса
При разработке тематического плана по курсу "Материаловедение" мы опирались на Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1705 Техническое обслуживание и ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.