- медицинские – диагностика психического и физического развития; определение толерантности к физическим и нервно-психическим нагрузкам; рекомендации по режиму и характеру учебно-производительного труда; контроль за трудовыми нагрузками; определение трудового прогноза; разработка профрекомендаций;
- психологические – профессиональная психодиагностика; развитие психических функций и навыков; формирование и развитие навыков саморегуляции, адекватной самооценки; формирование установок на принятие ролевых позиций; профессиональное информирование и консультирование; ориентация на конкретные виды профессиональной деятельности; формирование и коррекция профпланов;
- социальные – расширение социальных связей; социально-бытовая адаптация; социально-средовая ориентировка; консультирование по вопросам профобучения и трудоустройства; содействие в профориентации, выборе профессии, профобучении, трудоустройстве.
Основные задачи педагога на данном этапе – на основе ранее полученных подростками знаний о профессиях сформировать у них отношение к правильному выбору профессии, обрисовать характерные ошибки при выборе профессии.
Можно расширить знания воспитанников о способностях, типах личности и характера, особенностях здоровья – свойствах, способных выступать как профессионально значимые в выбранных профессиях. Для этого используются специальные схемы распределения профессий по типам учебных заведений, справочники для поступающих.
Целесообразно рассмотреть треугольник «могу – хочу – надо», разъяснить воспитанникам эти понятия. «Хочу» – это интересы и склонности, которые часто определяют выбор, возможность их развития и распознания. В понятие «могу» входят: физическое развитие, состояние здоровья, способности. Здесь важно подчеркнуть необходимость учета состояние здоровья при решении вопроса о будущей профессии. Понятие «надо» – это потребности общества и особенности экономического развития данного региона, которые также учитываются при выборе профессии.
Особое место в профориентации старших подростков занимает курс «Основы производства и выбор профессии», который представляет собой часть трудовой подготовки и одновременно тесно связан со всей профориентационной работой.
Цель курса – формирование обобщенной системы знаний о современном общественном хозяйстве, производстве, торговле, финансах, подготовке к осознанному профессиональному самоопределению.
На занятиях подростки составляют план подготовки к выбору профессии, получают профессиональную консультацию, осуществляют выбор и обосновывают его. Содержание работы должно быть конкретизировано с учетом производственного окружения, особенностей специализированных предприятий, потребностей города (населенного пункта) в рабочих кадрах.
Эффективности проведения занятий способствуют экскурсии на учебно-производственные комбинаты, в учебные заведения профессионального образования, на предприятия, в организации, в службу занятости. Можно пригласить для беседы взрослых – представителей различных профессий, добившихся значительных успехов в жизни, чтобы они рассказали о своем трудовом становлении.
При этом воспитанники прежде всего должны на практике понять себя, свои сильные и слабые стороны, интересы, ценности, уровень способностей и возможностей, раскрыть для себя перспективы трудовой и взрослой жизни в целом, узнать возможности в сфере профессионального образования, занятости и трудоустройства, осуществить переход из детского дома, школы-интерната (которая для них в данный момент – изолированный «остров» в океане жизни) на следующую жизненную ступень – профессионального обучения, работы или безработицы.
Следует иметь в виду по меньшей мере пять аспектов в развитии воспитанника и, соответственно, пять задач профессионального самоопределения в процессе обучения:
«я» – знание себя, своих качеств, возможностей (как психических, так и физических), способностей, потенциала, объективных потребностей, сильных и слабых сторон своей личности, выработка системы ценностей, отношения к людям;
«роль» – позиция и ожидания по отношению к семье, обществу, будущим коллегам по работе, труду и занятости в целом;
«работа» – собственные трудовые возможности и их использование на открытом рынке труда, в других сферах, в обществе, дома;
Прочее о педагогике:
Общая характеристика категорий педагогики
Все вышесказанное позволило педагогической науке уже к середине XVIII века выделиться в самостоятельную науку со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условиях им является процесс направленного развития и формирования человече ...
Нетрадиционные дидактические игры как средство развития логико – математического
развития
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Внедряя инновацио ...
Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей младшего
школьного возраста
В качестве основных динамических характеристик функция кровообращения, особенно при возрастных физиологических изменениях, следует выделить ударный и минутный объемы сердца. Работу сердца можно уподобить работе нагнетательного насоса, причем в аорте создается давление от 120 до 150 мм рт. ст., а в ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.