К основным задачам профориентационной работы на данном этапе следует отнести:
- формирование трудового стереотипа;
- общетрудовая подготовка;
- стимулирование психического и физического развития;
- выявление интересов и склонностей в контексте формирования дальнейших адекватных профессиональных планов.
Основными видами мероприятий профориентационной работы в рамках детского учреждения для детей-сирот на данном этапе можно назвать:
- педагогические – формирование навыков общения, трудовое обучение, общетрудовая подготовка, трудовые пробы, выявление склонностей, общественно-полезный труд, ознакомление с кругом предпочтительных профессий, условиями труда и производством, формирование трудовой дисциплины, общетрудовых умений и навыков;
- медицинские – диагностика развития применительно к трудовой деятельности, к физическим и нервно-психическим нагрузкам, рекомендации по режиму и характеру учебного труда, контроль учебно-трудовых нагрузок, профессиональные рекомендации;
- психологические – выявление интересов, склонностей, способностей и ознакомление с ними ребенка, стимулирование и коррекция (в случае необходимости) психического развития, формирование адекватной самооценки, психологическое консультирование и информирование;
- социальные – расширение социальных связей, социально-бытовая адаптация, социально-средовая ориентировка.
На следующем возрастном этапе (13-15 лет) основное внимание должно быть обращено на социально-профессиональную направленность выбора профессии с учетом психических и физических возможностей и склонностей воспитанников.
К основным задачам профориентационной работы данного этапа следует отнести:
- формирование общетрудовых умений и навыков;
- формирование профессиональных планов;
- более тесное индивидуальное взаимодействие с педагогами (воспитателями) по формированию профпланов ребенка.
К основным видам мероприятий профориентационной работы в рамках интернатных учреждений на данном этапе следует относить:
- педагогические – предпрофильная трудовая подготовка; формирование профессионально важных функций и качеств; общественно-полезный и производительный труд; ознакомление с профессиями, условиями труда и производством; формирование трудовой культуры, навыков делового общения; организация бытового труда, ведения домашнего хозяйства с ориентировкой на его самостоятельное осуществление;
- медицинские – диагностика психического и физического развития; определение толерантности к физическим и нервно-психическим нагрузкам; определение оптимального режима и характера учебно-производственного труда; контроль за учебно-трудовыми нагрузками; определение трудового прогноза; профессиональные рекомендации;
- психологические – профессиональная психодиагностика; развитие гибкости психических функций и навыков; формирование навыков саморегуляции, адекватной самооценки; формирование установок на принятие ролевых позиций; профессиональное информирование и консультирование; ориентация на конкретные виды профессиональной деятельности; формирование и коррекция профессиональных планов;
- социальные – расширение социальных связей; социально-бытовая адаптация; социально-средовая ориентировка; консультирование по вопросам профессионального обучения и трудоустройства; содействие в профориентации, профобучении – помощь в выборе места профессионального бучения.
В этот период проводятся трудовые пробы, которые предполагают попробовать воспитанника в различных видах труда непосредственно в учебных мастерских.
На заключительном школьном возрастном этапе (15-17/18 лет) вопрос выбора профессии становится особенно острым. Основные задачи профориентационной работы данного этапа:
- формирование адекватных профессиональных планов;
- предпрофессиональная подготовка;
- тесное индивидуальное взаимодействие с воспитанником по формированию адекватных профпланов.
К основным видам мероприятий профориентационной работы на данном этапе относятся:
- педагогические – организация бытового труда по ведению домашнего хозяйства; общественно-полезный и производительный труд; предпрофессиональная подготовка; формирование профессионально важных функций и качеств; осуществление ориентирующих и целевых профессиональных проб; ознакомление с интересующими профессиями, условиями труда и производством; формирование трудовой культуры, навыков делового общения;
Прочее о педагогике:
Определение понятия «Трудные дети»
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением «отклоняющееся по ...
Реализация факультативного курса «Пифагорейское учение о числе и величине»
В общеобразовательном лицее №1 существует факультативный курс “Пифагорейское учение о числе и величине”, который проводится для детей третьего класса. Факультативный курс “Пифагорейское учение о числе и величине” разработан и реализуется учителем математики общеобразовательного лицея №1 Ольшевской ...
Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном
процессе
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества. Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.