Образование сегодня » Организация профориентационной работы в условиях детского дома » Основные направления социально-профориентационной работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях детского дома

Основные направления социально-профориентационной работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях детского дома

Страница 2

Профориентационная работа с воспитанниками детских учреждений для детей-сирот начинается гораздо раньше, чем ребенок достигнет возраста, в котором для него актуальным становится профессиональный выбор. Данная работа осуществляется в рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению будущего профессионала.

Развитие качеств будущего профессионала начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда формируется понимание необходимости труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполняемой работы и любви к ней. Работа начинается с привития базовых навыков самообслуживания и общественно-полезного труда, постепенно становящихся привычными и необходимыми для ребенка.

Психологическое и профессиональное просвещение начинается в младших классах и является первым (подготовительным) этапом профессиональной ориентации воспитанников детских учреждений для детей-сирот. Начиная с младших классов, педагоги стимулируют интерес воспитанника к собственной личности с ее индивидуальными возможностями, достоинствами и недостатками.

Формы профориентационной работы с детьми-сиротами младшего школьного возраста просты: рассказ, беседа, просмотр фильмов. Беседа часто дополняется рассказом с демонстрацией фотографий. Необходимо использовать и такие мероприятия, как встречи с представителями различных профессий. Могут быть созданы кружки «Фабрика игрушек», «Юный техник», «Свободная мастерская», музыкальный, рисования, лепки.

В качестве основных видов мероприятий профориентационной работы в рамках детских учреждений для детей-сирот на этапе младшего школьного возраста (7-10 лет) можно назвать:

- педагогические – формирование навыков общения, ручной и бытовой труд, обучение элементам ведения домашнего хозяйства, самообслуживание, общественно-полезный труд, ознакомление с простыми массовыми профессиями;

- медицинские – диагностика психического и физического развития;

- психологические – диагностика, стимулирование и коррекция психического развития, психологическое консультирование и информирование;

- социальные – расширение социальных связей, социально-бытовая адаптация, социально-средовая ориентировка.

На данном этапе может быть предложен довольно широкий перечень кружков: столярный, мягкой игрушки, вышивки, макраме, выпиливания, выжигания, изобразительного искусства и др. В кружках есть возможности создать все условия для творческого развития способностей: изобразительных, конструкторских и т. д. В контексте осуществления профориентационной работы на данном этапе следует достичь решения следующих задач:

- формирование общей положительной установки на труд;

- психическое и физическое развитие в соответствии с возрастом;

- формирование адекватной оценки и адекватного отношения к способностям и склонностям ребенка со стороны персонала учреждения (как без преуменьшения, так и без преувеличения его возможностей, избегая нереалистичных либо спорных прогностических высказываний в отношении будущего ребенка, например: «Ну ты, видимо, будешь великой актрисой… художником… политиком», «Ничего путного из тебя не выйдет»). Это остается актуальным на всех этапах профориентационной работы с воспитанниками, вне зависимости от их возраста.

На этапе среднего школьного возраста (11-13 лет) дети-сироты включаются в общественно-полезный и учебный труд, у них формируются общественно значимые мотивы выбора профессий, выявляется и развивается интерес к конкретному виду (видам) трудовой деятельности, знания о профессиях расширяются.

На данном этапе рассказывается о значении профессий в современном производстве; об истории развития, содержании труда по профессиям; предметах и орудиях труда, выпускаемой продукции; знакомство с условиями труда, объемом специальных, общетрудовых и общетехнических знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть рабочий данной профессии; гигиенической характеристикой профессии; психофизическими требованиями к человеку, выполняющему ту или иную работу, системой оплаты, льготами.

Основное внимание в трудовой подготовке уделяется подведению к сознательному выбору профессии и определению дальнейшего пути получения образования. На данном этапе у детей должны быть сформированы умения ориентироваться в мире профессий, интересы к конкретной сфере профессиональной деятельности. Это период начала проведения трудовых ориентирующих проб.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Психологические основы дидактической системы К.Д. Ушинского
К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к ос ...

История развития понятия площади и ее измерения
Зарождение геометрических знаний, связанных с измерением площадей, теряется в глубине тысячелетий. Еще 4 – 5 тыс. лет назад вавилоняне вычисляли площади земельных участков, имеющих форму прямоугольника и трапеции, в квадратных единицах. Единицей измерения площади издревле использовали квадрат, так ...

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников
Работа на занятиях проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально- дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных иг ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru