Профориентационная работа с воспитанниками детских учреждений для детей-сирот начинается гораздо раньше, чем ребенок достигнет возраста, в котором для него актуальным становится профессиональный выбор. Данная работа осуществляется в рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению будущего профессионала.
Развитие качеств будущего профессионала начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда формируется понимание необходимости труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполняемой работы и любви к ней. Работа начинается с привития базовых навыков самообслуживания и общественно-полезного труда, постепенно становящихся привычными и необходимыми для ребенка.
Психологическое и профессиональное просвещение начинается в младших классах и является первым (подготовительным) этапом профессиональной ориентации воспитанников детских учреждений для детей-сирот. Начиная с младших классов, педагоги стимулируют интерес воспитанника к собственной личности с ее индивидуальными возможностями, достоинствами и недостатками.
Формы профориентационной работы с детьми-сиротами младшего школьного возраста просты: рассказ, беседа, просмотр фильмов. Беседа часто дополняется рассказом с демонстрацией фотографий. Необходимо использовать и такие мероприятия, как встречи с представителями различных профессий. Могут быть созданы кружки «Фабрика игрушек», «Юный техник», «Свободная мастерская», музыкальный, рисования, лепки.
В качестве основных видов мероприятий профориентационной работы в рамках детских учреждений для детей-сирот на этапе младшего школьного возраста (7-10 лет) можно назвать:
- педагогические – формирование навыков общения, ручной и бытовой труд, обучение элементам ведения домашнего хозяйства, самообслуживание, общественно-полезный труд, ознакомление с простыми массовыми профессиями;
- медицинские – диагностика психического и физического развития;
- психологические – диагностика, стимулирование и коррекция психического развития, психологическое консультирование и информирование;
- социальные – расширение социальных связей, социально-бытовая адаптация, социально-средовая ориентировка.
На данном этапе может быть предложен довольно широкий перечень кружков: столярный, мягкой игрушки, вышивки, макраме, выпиливания, выжигания, изобразительного искусства и др. В кружках есть возможности создать все условия для творческого развития способностей: изобразительных, конструкторских и т. д. В контексте осуществления профориентационной работы на данном этапе следует достичь решения следующих задач:
- формирование общей положительной установки на труд;
- психическое и физическое развитие в соответствии с возрастом;
- формирование адекватной оценки и адекватного отношения к способностям и склонностям ребенка со стороны персонала учреждения (как без преуменьшения, так и без преувеличения его возможностей, избегая нереалистичных либо спорных прогностических высказываний в отношении будущего ребенка, например: «Ну ты, видимо, будешь великой актрисой… художником… политиком», «Ничего путного из тебя не выйдет»). Это остается актуальным на всех этапах профориентационной работы с воспитанниками, вне зависимости от их возраста.
На этапе среднего школьного возраста (11-13 лет) дети-сироты включаются в общественно-полезный и учебный труд, у них формируются общественно значимые мотивы выбора профессий, выявляется и развивается интерес к конкретному виду (видам) трудовой деятельности, знания о профессиях расширяются.
На данном этапе рассказывается о значении профессий в современном производстве; об истории развития, содержании труда по профессиям; предметах и орудиях труда, выпускаемой продукции; знакомство с условиями труда, объемом специальных, общетрудовых и общетехнических знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть рабочий данной профессии; гигиенической характеристикой профессии; психофизическими требованиями к человеку, выполняющему ту или иную работу, системой оплаты, льготами.
Основное внимание в трудовой подготовке уделяется подведению к сознательному выбору профессии и определению дальнейшего пути получения образования. На данном этапе у детей должны быть сформированы умения ориентироваться в мире профессий, интересы к конкретной сфере профессиональной деятельности. Это период начала проведения трудовых ориентирующих проб.
Прочее о педагогике:
Причины искаженных взаимоотношений между педагогами
и детьми
Владимир Набоков любил повторять, что детей надо баловать, ибо неизвестно, какая судьба их ждет. Это значит, что детей следует хвалить. И как можно чаще. Шанс же на похвалу нужно дать всем учащимся. Каждый ребенок достоин похвалы. Слабый он или сильный, задира или тихоня, красавчик или нет – он жде ...
Система Л.В. Занкова
При построении своей системы обучения Леонид Владимирович и его последователи опирались на положение Л.С. Выготского: обучение может идти впереди развития. Следовательно, оно (обучение) строится не столько на завершенных циклах развития (характеристика завершенного цикла – сознательность, прочность ...
Акселерация и проблемы полового воспитания школьников. Задачи, содержание и
возрастной подход
Акселерация — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности. У педагог ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.