Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе

Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе

Страница 4

В своих сочинениях студенты указывают на те характеристики, которыми должен обладать преподаватель вуза. Это говорит о том, что у каждого студента существует свой эталонный образ преподавателя. Большинство студенческих сочинений начинаются со слов «Хотелось бы, чтобы преподаватель был:

« .Молодым . Понимал проблемы студентов . Хорошо знал свой предмет… С чувством юмора… Требовал от студентов «по способностям».

«…В меру строгим, приятным в общении… Современным . Одевался в соответствии с модой…»

«…Умел сразу располагать к себе… Не строил никаких преград между собой и студентами в общении… Одевался в соответствии с возрастом…»

«…Доброжелательным… Голос должен быть спокойным и уверенным… Не должен ругаться или говорить на повышенных тонах… Внимательным… Умным, эрудированным и интеллигентным, обязательным и организованным».

«…Подтянутым, аккуратным и опрятно одетым… Обладать приятной внешностью… Много знать, охотно отвечать на вопросы студентов… Был увлечен своим предметом и умел увлечь студентов…»

«…Должен быть уверен в себе, в своих знаниях… Уметь вести лекции, беседы. Помогать студенту в трудную минуту…. Уметь дать хороший совет .»

«…Следить за своей внешностью, особенно за руками… Обладать хорошими манерами… Быть примером во всем… и т.д.».

Кроме этого, студенты высказывали свое личное отношение к реальным преподавателям, начиная сочинения со слов «Мне не нравится:

«…когда преподаватель держится неуверенно и скованно себя ведет не только со студентами, но и в общении с преподавателями…»

«…Занудно рассказывает материал, между фразами допускает долгие перерывы, часто повторяет слова, частые повторения порождают сонливость в аудитории .»

«…Чувствует себя выше аудитории: «это Я, а это – вы»… Не уважает студентов… Любит одних студентов и не скрывает неприязни к другим…»

«…Излишне самоуверенных преподавателей… Часто строгость преподавателя доходит до жестокости, черствости… Резкий голос . Нетактичных педагогов».

Студенты обращали внимание на профессиональные качества преподавателя: знание учебного материала, умение вести лекции, творческий подход к работе, коммуникативные умения; личностные качества: отзывчивость, справедливость, доброжелательность; внешние проявления: привлекательная внешность, приятный голос, хорошие манеры.

Значительные различия в представлениях об идеальном преподавателе высшей школы были получены при сравнении сочинений студентов 1-х курсов и более старших (рисунок 1). Как видно из таблицы 3, первокурсники указывали в сочинениях значительно меньше характеристик, чем студенты старших курсов. Таким образом, у студентов старших курсов образ преподавателя более дифференцирован и сложнее, чем у первокурсников.

В целом можно сказать, что студенты старших курсов более требовательны к преподавателю, чем студенты первых курсов. Так, старшекурсники намного выше, чем первокурсники ценят у преподавателя умение заинтересовать, коммуникабельность и чувство юмора. Напротив, студенты первого курса придают больше значения внешнему виду и строгости преподавателя высшей школы. Сравнительно близки позиции в оценке возрастного диапазона, лояльности, интеллигентности и психологических знаний у преподавателя, практически совпали мнения относительно элегантности и наличия определенного стиля у преподавателя высшей школы (рисунок 1). Эти результаты подтверждают значительную роль имиджа профессорско-преподавательского состава.

Примечателен тот факт, что у многих преподавателей имидж не соответствует тому статусу, который они занимают. На это указывает не только анализ студенческих сочинений при описании образа реального преподавателя.

Условные обозначения:

1

Возраст до 40 лет

6

Лояльность

2

Внешний вид

7

Строгость

3

Элегантность,стильность

8

Коммуникабельность

4

Умение заинтересовать

9

Чувство юмора

5

Интеллигентность

10

Знание психологии

Ряд 2 – результаты студентов 3-5-го курсов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Прочее о педагогике:

Обязательное среднее образование в Испании
Среднее образование в Испании является обязательным. Это значит, что любой ребенок, проживающий на территории страны легально или нелегально, обязан посещать учебное заведение с 12 до 16 лет. Посещать-то обязан и программу осваивать должен в меру своих сил и возможностей, но вот с документом о полу ...

Диагностика психолого-педагогической поддержки младших школьников, обучающихся на дому в МОУ Покровская СОШ №2 Хангаласского улуса РС
Изучив научную, психолого-педагогическую и методическую литературу и передовой педагогический опыт по данной проблеме, выделив особенности личностного развития младших школьников, обучающихся на дому и определив направления работы с детьми данной категории нами была поставлена цель: организовать си ...

Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru