В своих сочинениях студенты указывают на те характеристики, которыми должен обладать преподаватель вуза. Это говорит о том, что у каждого студента существует свой эталонный образ преподавателя. Большинство студенческих сочинений начинаются со слов «Хотелось бы, чтобы преподаватель был:
« .Молодым . Понимал проблемы студентов . Хорошо знал свой предмет… С чувством юмора… Требовал от студентов «по способностям».
«…В меру строгим, приятным в общении… Современным . Одевался в соответствии с модой…»
«…Умел сразу располагать к себе… Не строил никаких преград между собой и студентами в общении… Одевался в соответствии с возрастом…»
«…Доброжелательным… Голос должен быть спокойным и уверенным… Не должен ругаться или говорить на повышенных тонах… Внимательным… Умным, эрудированным и интеллигентным, обязательным и организованным».
«…Подтянутым, аккуратным и опрятно одетым… Обладать приятной внешностью… Много знать, охотно отвечать на вопросы студентов… Был увлечен своим предметом и умел увлечь студентов…»
«…Должен быть уверен в себе, в своих знаниях… Уметь вести лекции, беседы. Помогать студенту в трудную минуту…. Уметь дать хороший совет .»
«…Следить за своей внешностью, особенно за руками… Обладать хорошими манерами… Быть примером во всем… и т.д.».
Кроме этого, студенты высказывали свое личное отношение к реальным преподавателям, начиная сочинения со слов «Мне не нравится:
«…когда преподаватель держится неуверенно и скованно себя ведет не только со студентами, но и в общении с преподавателями…»
«…Занудно рассказывает материал, между фразами допускает долгие перерывы, часто повторяет слова, частые повторения порождают сонливость в аудитории .»
«…Чувствует себя выше аудитории: «это Я, а это – вы»… Не уважает студентов… Любит одних студентов и не скрывает неприязни к другим…»
«…Излишне самоуверенных преподавателей… Часто строгость преподавателя доходит до жестокости, черствости… Резкий голос . Нетактичных педагогов».
Студенты обращали внимание на профессиональные качества преподавателя: знание учебного материала, умение вести лекции, творческий подход к работе, коммуникативные умения; личностные качества: отзывчивость, справедливость, доброжелательность; внешние проявления: привлекательная внешность, приятный голос, хорошие манеры.
Значительные различия в представлениях об идеальном преподавателе высшей школы были получены при сравнении сочинений студентов 1-х курсов и более старших (рисунок 1). Как видно из таблицы 3, первокурсники указывали в сочинениях значительно меньше характеристик, чем студенты старших курсов. Таким образом, у студентов старших курсов образ преподавателя более дифференцирован и сложнее, чем у первокурсников.
В целом можно сказать, что студенты старших курсов более требовательны к преподавателю, чем студенты первых курсов. Так, старшекурсники намного выше, чем первокурсники ценят у преподавателя умение заинтересовать, коммуникабельность и чувство юмора. Напротив, студенты первого курса придают больше значения внешнему виду и строгости преподавателя высшей школы. Сравнительно близки позиции в оценке возрастного диапазона, лояльности, интеллигентности и психологических знаний у преподавателя, практически совпали мнения относительно элегантности и наличия определенного стиля у преподавателя высшей школы (рисунок 1). Эти результаты подтверждают значительную роль имиджа профессорско-преподавательского состава.
Примечателен тот факт, что у многих преподавателей имидж не соответствует тому статусу, который они занимают. На это указывает не только анализ студенческих сочинений при описании образа реального преподавателя.
Условные обозначения: | |||||
1 |
Возраст до 40 лет |
6 |
Лояльность | ||
2 |
Внешний вид |
7 |
Строгость | ||
3 |
Элегантность,стильность |
8 |
Коммуникабельность | ||
4 |
Умение заинтересовать |
9 |
Чувство юмора | ||
5 |
Интеллигентность |
10 |
Знание психологии | ||
Ряд 2 – результаты студентов 3-5-го курсов | |||||
Прочее о педагогике:
Обязательное среднее образование в Испании
Среднее образование в Испании является обязательным. Это значит, что любой ребенок, проживающий на территории страны легально или нелегально, обязан посещать учебное заведение с 12 до 16 лет. Посещать-то обязан и программу осваивать должен в меру своих сил и возможностей, но вот с документом о полу ...
Диагностика психолого-педагогической поддержки младших школьников, обучающихся на дому в МОУ Покровская
СОШ №2 Хангаласского улуса РС
Изучив научную, психолого-педагогическую и методическую литературу и передовой педагогический опыт по данной проблеме, выделив особенности личностного развития младших школьников, обучающихся на дому и определив направления работы с детьми данной категории нами была поставлена цель: организовать си ...
Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.