В своих сочинениях студенты указывают на те характеристики, которыми должен обладать преподаватель вуза. Это говорит о том, что у каждого студента существует свой эталонный образ преподавателя. Большинство студенческих сочинений начинаются со слов «Хотелось бы, чтобы преподаватель был:
« .Молодым . Понимал проблемы студентов . Хорошо знал свой предмет… С чувством юмора… Требовал от студентов «по способностям».
«…В меру строгим, приятным в общении… Современным . Одевался в соответствии с модой…»
«…Умел сразу располагать к себе… Не строил никаких преград между собой и студентами в общении… Одевался в соответствии с возрастом…»
«…Доброжелательным… Голос должен быть спокойным и уверенным… Не должен ругаться или говорить на повышенных тонах… Внимательным… Умным, эрудированным и интеллигентным, обязательным и организованным».
«…Подтянутым, аккуратным и опрятно одетым… Обладать приятной внешностью… Много знать, охотно отвечать на вопросы студентов… Был увлечен своим предметом и умел увлечь студентов…»
«…Должен быть уверен в себе, в своих знаниях… Уметь вести лекции, беседы. Помогать студенту в трудную минуту…. Уметь дать хороший совет .»
«…Следить за своей внешностью, особенно за руками… Обладать хорошими манерами… Быть примером во всем… и т.д.».
Кроме этого, студенты высказывали свое личное отношение к реальным преподавателям, начиная сочинения со слов «Мне не нравится:
«…когда преподаватель держится неуверенно и скованно себя ведет не только со студентами, но и в общении с преподавателями…»
«…Занудно рассказывает материал, между фразами допускает долгие перерывы, часто повторяет слова, частые повторения порождают сонливость в аудитории .»
«…Чувствует себя выше аудитории: «это Я, а это – вы»… Не уважает студентов… Любит одних студентов и не скрывает неприязни к другим…»
«…Излишне самоуверенных преподавателей… Часто строгость преподавателя доходит до жестокости, черствости… Резкий голос . Нетактичных педагогов».
Студенты обращали внимание на профессиональные качества преподавателя: знание учебного материала, умение вести лекции, творческий подход к работе, коммуникативные умения; личностные качества: отзывчивость, справедливость, доброжелательность; внешние проявления: привлекательная внешность, приятный голос, хорошие манеры.
Значительные различия в представлениях об идеальном преподавателе высшей школы были получены при сравнении сочинений студентов 1-х курсов и более старших (рисунок 1). Как видно из таблицы 3, первокурсники указывали в сочинениях значительно меньше характеристик, чем студенты старших курсов. Таким образом, у студентов старших курсов образ преподавателя более дифференцирован и сложнее, чем у первокурсников.
В целом можно сказать, что студенты старших курсов более требовательны к преподавателю, чем студенты первых курсов. Так, старшекурсники намного выше, чем первокурсники ценят у преподавателя умение заинтересовать, коммуникабельность и чувство юмора. Напротив, студенты первого курса придают больше значения внешнему виду и строгости преподавателя высшей школы. Сравнительно близки позиции в оценке возрастного диапазона, лояльности, интеллигентности и психологических знаний у преподавателя, практически совпали мнения относительно элегантности и наличия определенного стиля у преподавателя высшей школы (рисунок 1). Эти результаты подтверждают значительную роль имиджа профессорско-преподавательского состава.
Примечателен тот факт, что у многих преподавателей имидж не соответствует тому статусу, который они занимают. На это указывает не только анализ студенческих сочинений при описании образа реального преподавателя.
Условные обозначения: | |||||
1 |
Возраст до 40 лет |
6 |
Лояльность | ||
2 |
Внешний вид |
7 |
Строгость | ||
3 |
Элегантность,стильность |
8 |
Коммуникабельность | ||
4 |
Умение заинтересовать |
9 |
Чувство юмора | ||
5 |
Интеллигентность |
10 |
Знание психологии | ||
Ряд 2 – результаты студентов 3-5-го курсов | |||||
Прочее о педагогике:
Основные педагогические труды А.И. Герцена
Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми». Эти произведения являются замечательными образцами талантливого, популярного изложения сложных мировоззренческих проблем. Автор просто и жи ...
Разработка внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих
способностей
Для коррекции качественных изменений уровня творческих способностей учащихся были выбраны два мероприятия. Большим творческим потенциалом обладает такое воспитывающее и развивающее мероприятие как, конкурс «Костюм будущего». С помощью, которого учащийся может проявить себя, как творческая личность. ...
Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников, обучающихся на дому
Младшие школьники, обучающиеся на дому, это дети с ограниченными возможностями, дети – инвалиды которым присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей, что приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. Лишенные общения с ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.