Младшие школьники, обучающиеся на дому, это дети с ограниченными возможностями, дети – инвалиды которым присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей, что приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. Лишенные общения с основной массой обычных сверстников, такие дети не приобретают необходимых для жизни навыков. Лишь немногие из них с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, большинство же сомневаются, что жизнь их сложится успешно.
Получение образования детьми данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В области остро стоит проблема образования, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Традиционные условия организации образования детей – инвалидов в системе государственных учреждений не обеспечивают в полной мере качественного конкурентоспособного уровня образования.
Можно констатировать, что кроме отсутствия качественного образования дети-инвалиды сталкиваются с целым комплексом культурно-социальных проблем:
нарушение связи с миром;
недостаток контактов со взрослыми и сверстниками;
ограниченный доступ к информационным ресурсам;
недоступность общения с природой, культурными ценностями и др.
Исследования высшей нервной деятельности умственно отсталых детей в России проводились тремя научными коллективами: высшую нервную деятельность олигофренов школьного возраста изучали учёные во главе с профессором А.Г. Ивановым – Смоленским, условно – рефлекторную деятельность олигофренов ясельного возраста изучал профессор Н.И. Красногорский с группой сотрудников, в шестидесятые годы под руководством профессора А.Р. Лурии была проведена большая серия исследований высшей нервной деятельности у учащихся вспомогательной школы .
Исследуя экспериментально высшую нервную деятельность детей с нарушениями интеллекта вышеназванные учёные выделили ряд особенностей, следствиями которых являются:
крайне замедленный темп обучения, который объясняется слабостью процессов возбуждения и активного внутреннего торможения;
часто возникающее состояние охранительного торможения, которое иногда носит мерцающий характер, а иногда длится целые месяцы и даже годы;
многие исследователи (М.С. Певзнер, В.И. Лубовский) отмечают выраженную инертность. Выработка новых условных связей резко замедлена. М.С. Певзнер и В.И. Лубовский говорили, что особенно инертными оказываются упрочнённые словесные связи [47,c.24];
нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем, связанное с недоразвитием второй сигнальной системы. Экспериментальные исследования, посвящённые анализу роли второй сигнальной системы в замыкании новых условных связей у нормальных и умственно отсталых детей, были проведены сотрудниками и учениками профессора А. Р. Лурии.
Особенности восприятий и ощущений детей с нарушением интеллекта были детально изучены и описаны Э.С. Бейн, К.И. Вересотской, Э.А. Евлаховой, Е.М. Кудрявцевой, М.М. Нудельман, И.М. Соловьёвым и др.
Исследование К.И. Вересотской убедительно доказало, что у умственно отсталых детей темп зрительных восприятий замедлен. Это удалось выяснить в ходе ряда экспериментов с использованием специального прибора – тахистоскопа, позволяющего точно дозировать время предъявления картинок. После проведения опытов учёные предположили замедленность у умственно отсталых детей и других видов восприятий.
Исследования М.М. Нудельмана, И.М. Соловьёва и др. доказали, что наряду с замедленностью темпа восприятий, у детей с нарушением интеллекта наблюдается значительное сужение объёма воспринимаемого материала. Например, в одном и том же видимом через окно городском пейзаже умственно отсталые дети “усматривали” меньше предметов, чем нормальные. Исследования Ж.И. Шиф показали, что у детей с нарушением интеллекта различение цветов и их оттенков также нарушено. Они объединяют в одну и ту же группу множество малосходных оттенков.
Перечисленные факты говорят о выраженной недифференцированности ощущений и восприятий детей с нарушением познавательной деятельности.
Прочее о педагогике:
Психологические условия формирования свойств личности
При каких психологических условиях формирование свойств личности будет наиболее успешным? – Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека. Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформиро ...
Понятие экскурсионного обслуживания, памяти
Экскурсия (от лат. excursio - выбегание, вылазка) - коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих с учебной или культурно-просветительной целями; часто сочетается с туризмом. Ботаническая экскурсия. Загородная экскурсия. Дальняя экскурсия (на далекое расстояние). Память - это осн ...
Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Основной смысл образовательной функции со ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.