Актуальность нашего исследования определяется все возрастающей общественной тревогой за положение детей, обучающихся на дому, осознание необходимости усиления роли педагогов по охране их физического и нравственного здоровья, которые ставят в ряд безотлагательных научно-практических задач обоснование и создание адекватной системы их обучения и воспитания. Разработка и внедрение в воспитательно-образовательную практику надомной формы обучения различных форм дифференциации, индивидуализации обучения, учитывающих естественные и закономерные различия в общих и специальных способностях, направленности и интересах учащихся – главный смысл деятельности учителя домашнего обучения.
Современное состояние обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ослабленным здоровьем, не имеющим возможности обучаться в массовой школе и повседневный опыт являются основанием утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные. Многие дети обучаются в интернатах, либо обучаются на дому.
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Д.И. Азбукина, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Т.А. Власовой, под их руководством разработан и реализован принцип дифференцированного обучения и воспитания детей с различными психофизическими отклонениями; Л.С. Выготский внес большой вклад в разработку теории проблемы, А.Н. Грабаров, Е.К. Грачёва организовали первые в России учреждения для глубоко умственно отсталых детей, разработали первые практические руководства по работе с ними; А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко организовали школу–санаторий для дефективных детей.
Однако в специальной литературе слабо исследованы условия, механизмы и формы работы с семьей в применении существующих методик в обучении детей на дому, родители испытывают огромные трудности в их воспитании, не получая реально почти никакой помощи со стороны специалистов и поддержки от государства, что обусловлено актуальностью темы исследования.
Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность определили цель исследования – обосновать организацию системы социально-педагогической поддержки детей обучающихся на дому и раскрыть ее теоретические основы.
Объект – процесс обучения младших школьников на дому.
Предмет – социально-педагогическая поддержка младших школьников, обучающихся на дому.
Гипотеза – организация системы социально-педагогической поддержки младших школьников, обучающихся на дому, будет эффективна, если:
- выявлены психологические особенности детей, обучающихся на дому;
- определены их специфические потребности, особенности обучения на дому;
- разработана и внедрена программа социально-педагогической поддержки детей данной категории.
Задачи:
1. Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста, обучающихся на дому.
2. Раскрыть сущность социально-педагогической поддержки, младших школьников, обучающихся на дому и подобрать комплекс методик для данных детей.
3. Практически апробировать в опытно-экспериментальной работе содержание социально-педагогической поддержки младших школьников, обучающихся на дому в сотрудничестве со специалистами.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- анализ педагогического опыта;
- количественный и качественный анализ полученных данных;
- наблюдение;
- интервью;
- тестирование;
- беседа;
- опрос;
- педагогический эксперимент;
- моделирование и экспериментальные оценки;
- метод математической статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что выстроена совокупность концептуальных положений, обосновывающих социально-педагогическую поддержку младших школьников - инвалидов; разработаны комплексы психолого-педагогических методик по поддержке младших школьников, обучавшихся на дому; полученные в исследовании результаты содержат систему организации социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и ослабленным здоровьем в процессе обучения детей на дом:
Практическая значимость работы состоит в том, что разработаны и введены в практику научно-методические рекомендации системы мероприятий по социально-педагогической поддержке младших школьников, обучающихся на дому. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности педагога домашнего обучения.
Прочее о педагогике:
Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме творческого мышления
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемами творческого мышления начали заниматься сравнительно недавно в конце XIX - начале XX в. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных зарубежных и отечественных концепций творческого мышления, созданных в русле разных ...
Особенности технологии изделий из папье-маше
В настоящее время существует несколько техник изготовления изделий из папье-маше. Первый - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто использу ...
Влияние внеклассной работы на развитие творческих способностей учащегося
Человека считают творчески способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает творческой деятельностью и, во-вторых, добивается достижений, отличающихся новизной и оригинальностью. От чего это зависит? Творческая деятельность предъявляет человеку определенные требования к его психическим пр ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.