Образование сегодня » Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе

Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе

Страница 1

Происходящая в нашей стране модернизация образования, в том числе и высшего профессионального, стимулирует поиск новых путей обновления образовательной системы в соответствии со сложившимися общественными реалиями. Одним из основных направлений педагогической мысли, которое нацелено на внесение существенных изменений в образовательный процесс, является разработка компетентностного подхода в образовании. Ряд отечественных авторов отмечает, что он становится особенно популярным и претендует на роль концептуальной основы образовательной политики, проводимой как нашим государством, так и влиятельными международными организациями и наднациональными объединениями, включая Европейский Союз. В России реализация компетентностного подхода должна способствовать решению ключевой задачи модернизации образования повышению его качества. При этом овладение выпускниками учебного заведения любой ступени образования базовыми компетентностями сейчас стали рассматривать в качестве основного критерия качества образования.

Компетентность чаще всего трактуется как интегральная способность решать возникающие в различных областях жизни конкретные проблемы. Компетентность как свойство индивида существует в различных формах как способ личной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), как некий итог саморазвития индивида, как форма проявления способности и др. Формой существования компетентности является некоторая деятельность, что подразумевает её различные виды.

До недавнего времени феномен компетентности применялся более всего именно к сфере профессионального образования. Здесь компетентность связывается с некоторыми дополнительными предпосылками развития специалиста, его собственным творческим потенциалом и качеством образования, которое он получил согласно Государственному образовательному стандарту (далее ГОС). Именно применительно к профессиональной школе, ориентированной на компетентность, говорят о её важнейшей обязанности подготовке высококвалифицированных, компетентных специалистов. Профессиональная компетентность определяется как имеющая нормативную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству.

В настоящее время существуют разные подходы к выделению видов компетентностей, которые могут быть сформированы у специалиста высшей квалификации. Так, например, одна из предлагаемых классификаций включает в себя социальную компетенцию, связанную со способностью устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых социальных группах, брать гражданскую ответственность, участвовать в решении задач страны и региона, проявлять нравственное отношение к другим людям, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов. Поликультурная компетенция предполагает способность взаимодействовать с другими культурами, странами и народами, толерантное отношение к иным традициям и культурно-историческим образцам. Языковая компетенция включает овладение языками (в том числе компьютерными), необходимыми для устного и письменного общения. Информационная компетенция предполагает владение новыми технологиями, способность к критическому отношению к распространяемой СМИ информации и рекламе. Предметно-деятельностная компетенция предполагает овладение необходимыми знаниями и способами деятельности в рамках отдельных учебных дисциплин.

Анализируя с позиций компетентностного подхода ГОС ВПО по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «Юрист» и опираясь на предложенную классификацию компетентностей, в перечне сформулированных в стандарте квалификационных требований можно выделить две компетентности предметно-деятельностную и социальную. Они в целом отражают профессиональную компетентность будущего юриста. В стандарте также определен и уровень профессиональной компетентности, который должен быть достигнут каждым выпускником юридического вуза.

Естественно, что применительно к конкретным учебным дисциплинам имеет место специфика формирования профессиональной компетентности, т. е. квалификационных требований к деятельности юриста.

Так, в преподавании истории государства и права на историко-правовом материале можно формировать предметно-деятельностную компетенцию, реализуя такие квалификационные требования, как уметь толковать и применять законы и другие нормативные акты, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, разрабатывать документы правового характера, принимать правовые решения в точном соответствии с законом, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Формирование социальной компетенции предполагает, что в процессе изучения истории государства и права будущий юрист должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности, а также обладать гражданской зрелостью, профессиональной этикой, правовой культурой, уважением к закону, высоким нравственным сознанием и т. д.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Ткани и материалы
Ткань, как известно, бывает разная, имеет разную толщину, плотность, переплетение нитей. Все это может сыграть огромную роль в росписи по ткани, причем это касается любой из техник батика. В горячей технологии вы увидите, что на разном материале по-разному ведет себя расплавленный воск, в холодном ...

Особенности сенсорного развития детей 4-го года жизни
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. ...

Методика работы с природным материалом для развития ощущений и восприятия детей
Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит от грамотного методического руководства со стороны воспитателя (взрослого); 2) уровня умств ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru