После проведения констатирующего эксперимента, были составлены и проведены индивидуальные занятия, направленные на коррекцию фонематического восприятия и звукослогового анализа и синтеза.
Занятия проводились в индивидуальной форме в дневное время. В процессе коррекционной работы учитывались индивидуальные особенности детей: эмоциональное состояние, психомоторное развитие и поведенческие реакции.
Индивидуальное занятие №1
Тема: Звук [а]
Цели: 1.Закрепление правильного произношения звука А.
2.Выделение звука А из ряда гласных и из начала слова.
3.Определение количества звуков в сочетаниях типа АААА.
4. Развитие подвижности органов артикуляции;
5. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
Оборудование и дидактический материал: зеркало, картинки с изображением: айвы, груши, авокадо, апельсина, ананаса, абрикоса, яблока, персика, мандарина, фланелеграф, карточки для звукового анализа, мячик;
Упражнение 1. «Найди и покажи»
Описание: Педагог предлагает ученику картинки, на которых им необходимо найти фрукты, названия которых начинаются на звук [а]
Оборудование и дидактический материал: картинки с изображением айвы, груши, авокадо, апельсина, ананаса, абрикоса, яблока, персика, мандарина).
Упражнение 2. «Назови правильно»
Описание: педагог предлагает ребенку правильно назвать первый звук в предлагаемых словах: адрес, аист, ангел, автор, атлас
Методические указания: далее ребенку предлагается правильно назвать последний звук в слове. При этом длительность звучания последнего звука педагогу следует несколько увеличить, чтобы он мог почувствовать разницу в артикуляции и звучании предшествующего согласного и следующего за ним гласного звука.
Предлагаемые слова: стен-н-на, голов-в-ва, коз-з-за, барж-ж-жа, стрекоз-з-за. игл-л-ла, кайм-м-ма, тишин-н-на, лис-с-са, глаз-з-за.
Затем педагог предлагает ребенку определить, где находится звук в словах: акула, арфа, айва, арба, аптека, атака, арка, астра Анна, ампула, азбука, Африка, Америка.
Упражнение 3. «Повторяй правильно»
Инструкция: педагог говорит: «Есть очень много слов в которых звук [а] находится не в начале и не в конце слова а прячется в середине слова. Повторяй за мной только те слова, в которых услышите звук [а] в середине.
Методические указания: при повторении слов ученику необходимо подчеркнуть голосом гласный звук растянутым, длительным произношением.
Предлагаемые слова: лу-у-ук. ла-а-ак, ма-а-ак, бо-о-ок, ба-а-ак со-о-ом. са-а-ам, та-а-ак, то-о-ок, ма-а-ал, мо-о-ол.
Упражнение 4. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Инструкция: Когда услышишь звук «А», стукни мячом об пол. Поймав мяч, повтори этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Характеристика звуков.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Формирование навыков звукослогового анализа и синтеза.
5. Физминутка.
6. Автоматизация звуков в словах.
7. Автоматизация звуков в предложении.
8. Итог занятия.
Индивидуальное занятие №2
Тема: Звук [у]
Цели: 1.Закрепление правильного произношения звука У.
2.Выделение звука У из ряда гласных и из начала слова.
3.Определение количества звуков в сочетаниях типа УУУУ.
Оборудование и дидактический материал: зеркало, схема артикуляции гласных звуков, сюжетные картинки, предметные картинки.
Упражнение 1. «Назови правильно»
Описание: Педагог предлагает ребенку правильно услышать и назвать первый звук в называемых словах.
Прочее о педагогике:
Школьная адаптация как социально-психологическая проблема
Понятие «адаптация» имеет в психологии широкое значение и определяется как приспособление к окружающим условиям (от лат-adapto -приспособляю). Адаптация человека имеет два спектра - биологический и психологический. Психологический аспект адаптации - приспособление человека как личности к существова ...
Проявления заикания у детей дошкольного возраста
Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевых нарушений. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только ...
Экспериментальная серия занятий по формированию звукослогового анализа и
синтеза у младших школьников с ФФНР
После проведения констатирующего эксперимента, были составлены и проведены индивидуальные занятия, направленные на коррекцию фонематического восприятия и звукослогового анализа и синтеза. Занятия проводились в индивидуальной форме в дневное время. В процессе коррекционной работы учитывались индивид ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.