Описание уровня ожидаемой профессиональной компетентности в ГОС ВПО по специальности «Юриспруденция» включает ряд характеристик, которые необходимо использовать для организации оценивания результатов изучения истории государства и права. Согласно им юрист выпускник вуза должен уметь осуществлять сбор нормативной и фактической информации, необходимой для реализации правовых норм в своей практической деятельности, анализировать ее, уметь обосновывать, принимать и исполнять решения, связанные с реализацией правовых норм, составлять соответствующие юридические документы.
В связи со спецификой компетентностного подхода для реализации вышеохарактеризованных квалификационных требований и ожидаемого уровня их достижения в подготовке будущего юриста на занятиях по истории государства и права необходимо использовать современные методики активного обучения. Под активными методами обучения понимаются все виды деятельности в учебном процессе, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого обучающегося. В частности, к ним относят такие методы обучения, которые позволяют учащимся прежде всего формировать собственное мнение, не боясь его высказывать и отстаивать при помощи аргументов, учиться слышать и слушать другого человека, уважая при этом его мнение, обогащать свой жизненный опыт путем моделирования и переживания жизненных ситуаций, анализировать факты и информацию, активно и самостоятельно работать, проявлять индивидуальность в учебном процессе.
При изучении историко-правового материала наиболее уместными из них можно считать деятельностные и диалоговые методики обучения, которые, с нашей точки зрения, успешно реализуются при организации работы студентов с историческими документами правового характера. Умения работать с юридическими документами различных видов, их анализировать, использовать для характеристики общественных явлений, самостоятельно разрабатывать документы правового характера по аналогии с имеющимися являются базовыми для профессиональной деятельности компетентного юриста. Работая с историко-правовым документальным материалом, студенты не только приобретают указанные профессионально значимые умения, но и важные для каждого компетентного специалиста историко-правовые знания. Использование документов историко-правового характера в режиме учебного диалога на семинарских занятиях позволяет всем студентам принимать участие в процессе их анализа. Таким образом, происходит формирование предметно-деятельностной, а также социальной (в том числе и в зависимости от содержания вопросов) компетенций будущих юристов в отношении каждого студента. Эффективность деятельностных и диалоговых методик при работе с документальным материалом зависит от качества разработанных вопросов-заданий. Эти вопросы-задания помимо формирования прочных и глубоких знаний должны способствовать приобретению умений критического анализа документа, являющихся базовыми для понимания сути любого документа и его значимости, а также отвечать тем характеристикам методов активного обучения, которые были изложены выше. юрист компетентностный деятельностный диалоговый
В связи с использованием деятельностных и диалоговых методик обучения важно руководствоваться соответствующими им критериями оценивания результатов обучения. Они позволяют судить и о том, как происходит формирование ряда базовых характеристик профессиональной компетентности будущих юристов на семинарских занятиях по истории государства и права и как это соответствует требованиям к уровню их подготовки по ГОС ВПО. Этими критериями являются:
• организация ответа (основными элементами должно быть введение, основная часть и заключение с формулировкой основных выводов, проистекающих из ответа);
• умение анализировать и делать выводы (к аналитическим умениям следует отнести также синтез, отбор наиболее важного, видение альтернативных решений и т. п.);
• иллюстрация собственных мыслей (умение рассуждать и иметь собственное мнение, опираясь при этом на определенный фактический материал исторический, правовой и др.);
• научная корректность (знание определенных событий, явлений, процессов);
• работа с ключевыми понятиями (умение объяснить их, сравнение нескольких разных понятий, построение соподчиненности понятий и др.);
• выделение причинно-следственных связей (умение определить возможные причины и следствия, видеть зависимость одних событий от других).
Особенности реализации компетентностного подхода на семинарах по истории государства и права с использованием деятельностных и диалоговых методик обучения в процессе работы с историко-правовыми документами можно проиллюстрировать на примере занятий по изучению советского земельного законодательства. На семинарских занятиях советское земельное законодательство изучается на основе анализа Декрета о земле и Земельного кодекса РСФСР 1922 г. Главной целью работы с этими законодательными актами не является запоминание их содержания, ибо они уже не действуют.
Прочее о педагогике:
Семья, как причина развития девиантного поведения
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно ...
Описание методики обследования мышления детей
Изучив теоретические вопросы по проблеме развития мышления у старших дошкольников, мы приступили к исследовательской работе. Исходя из того, что наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и логико – математическое мышление являются ступенями интеллектуального развития, мы решили и ...
Педагогическое содействие самоопределению ребенка
Формирование у подростков навыков самоопределения является одной из важнейших образовательных задач. В Законе Российской Федерации «Об образовании» специально отмечено: «Содержание образования … должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации». Во ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.