Образование сегодня » Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе

Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе

Страница 2

Описание уровня ожидаемой профессиональной компетентности в ГОС ВПО по специальности «Юриспруденция» включает ряд характеристик, которые необходимо использовать для организации оценивания результатов изучения истории государства и права. Согласно им юрист выпускник вуза должен уметь осуществлять сбор нормативной и фактической информации, необходимой для реализации правовых норм в своей практической деятельности, анализировать ее, уметь обосновывать, принимать и исполнять решения, связанные с реализацией правовых норм, составлять соответствующие юридические документы.

В связи со спецификой компетентностного подхода для реализации вышеохарактеризованных квалификационных требований и ожидаемого уровня их достижения в подготовке будущего юриста на занятиях по истории государства и права необходимо использовать современные методики активного обучения. Под активными методами обучения понимаются все виды деятельности в учебном процессе, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого обучающегося. В частности, к ним относят такие методы обучения, которые позволяют учащимся прежде всего формировать собственное мнение, не боясь его высказывать и отстаивать при помощи аргументов, учиться слышать и слушать другого человека, уважая при этом его мнение, обогащать свой жизненный опыт путем моделирования и переживания жизненных ситуаций, анализировать факты и информацию, активно и самостоятельно работать, проявлять индивидуальность в учебном процессе.

При изучении историко-правового материала наиболее уместными из них можно считать деятельностные и диалоговые методики обучения, которые, с нашей точки зрения, успешно реализуются при организации работы студентов с историческими документами правового характера. Умения работать с юридическими документами различных видов, их анализировать, использовать для характеристики общественных явлений, самостоятельно разрабатывать документы правового характера по аналогии с имеющимися являются базовыми для профессиональной деятельности компетентного юриста. Работая с историко-правовым документальным материалом, студенты не только приобретают указанные профессионально значимые умения, но и важные для каждого компетентного специалиста историко-правовые знания. Использование документов историко-правового характера в режиме учебного диалога на семинарских занятиях позволяет всем студентам принимать участие в процессе их анализа. Таким образом, происходит формирование предметно-деятельностной, а также социальной (в том числе и в зависимости от содержания вопросов) компетенций будущих юристов в отношении каждого студента. Эффективность деятельностных и диалоговых методик при работе с документальным материалом зависит от качества разработанных вопросов-заданий. Эти вопросы-задания помимо формирования прочных и глубоких знаний должны способствовать приобретению умений критического анализа документа, являющихся базовыми для понимания сути любого документа и его значимости, а также отвечать тем характеристикам методов активного обучения, которые были изложены выше. юрист компетентностный деятельностный диалоговый

В связи с использованием деятельностных и диалоговых методик обучения важно руководствоваться соответствующими им критериями оценивания результатов обучения. Они позволяют судить и о том, как происходит формирование ряда базовых характеристик профессиональной компетентности будущих юристов на семинарских занятиях по истории государства и права и как это соответствует требованиям к уровню их подготовки по ГОС ВПО. Этими критериями являются:

• организация ответа (основными элементами должно быть введение, основная часть и заключение с формулировкой основных выводов, проистекающих из ответа);

• умение анализировать и делать выводы (к аналитическим умениям следует отнести также синтез, отбор наиболее важного, видение альтернативных решений и т. п.);

• иллюстрация собственных мыслей (умение рассуждать и иметь собственное мнение, опираясь при этом на определенный фактический материал исторический, правовой и др.);

• научная корректность (знание определенных событий, явлений, процессов);

• работа с ключевыми понятиями (умение объяснить их, сравнение нескольких разных понятий, построение соподчиненности понятий и др.);

• выделение причинно-следственных связей (умение определить возможные причины и следствия, видеть зависимость одних событий от других).

Особенности реализации компетентностного подхода на семинарах по истории государства и права с использованием деятельностных и диалоговых методик обучения в процессе работы с историко-правовыми документами можно проиллюстрировать на примере занятий по изучению советского земельного законодательства. На семинарских занятиях советское земельное законодательство изучается на основе анализа Декрета о земле и Земельного кодекса РСФСР 1922 г. Главной целью работы с этими законодательными актами не является запоминание их содержания, ибо они уже не действуют.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников, обучающихся на дому
Младшие школьники, обучающиеся на дому, это дети с ограниченными возможностями, дети – инвалиды которым присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей, что приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. Лишенные общения с ...

Нетрадиционные дидактические игры как средство развития логико – математического развития
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Внедряя инновацио ...

Характеристика уровней сформированности звукослогового анализа и синтеза у учащихся с ФФНР
Обследование проводилось на базе МОУ средней общеобразовательной школы на логопункте в период с 01.09.08 по 26.12.08г. В эксперименте участвовали 5 учеников первого класса, имеющие диагноз фонетико-фонематическое нарушение речи. Для удобства подсчета результатов каждому учащемуся был присвоен свой ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru