Образование сегодня » Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе

Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе

Страница 3

Основное внимание уделяется формированию у студентов практических навыков работы с законодательством. Это помогает им учиться верно толковать и применять законы, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, давать квалифицированные юридические заключения и консультации, без чего нельзя стать компетентным юристом.

Таким образом, семинары носят деятельностно-ориентированный характер, так как изучение содержания правовых первоисточников происходит в деятельности, соответствующей профессии юриста. В связи с этим выбор методов изучения историко-правовых первоисточников определяется в первую очередь не их содержанием, а практическими, профессионально-ориентированными целями работы с законодательством.

Для реализации этих целей выбираются методы, позволяющие студентам не столько запомнить текст законодательного акта, сколько проанализировать его содержание, так как без анализа невозможно понять смысл закона, а значит, и правильно его применить. Формой этого анализа являются вопросы к документу, данные студентам заранее. Эти вопросы позволяют избежать простого изложения содержания закона путем конспектирования его текста и нацеливают студентов на понимание его смысла путем анализа этого текста. Примером является вопрос: «Как вы думаете, почему в категорию отчуждаемых по декрету земель включены крестьянские земли, ведь это могло вызвать недовольство крестьянства?»

Чтобы ответить на этот вопрос, студент должен прочитать дополнительную литературу о процессе подготовки и реализации Декрета о земле. Так формируется умение ориентироваться в специальной литературе и таким образом повышать свою юридическую квалификацию. Изучая процесс разработки законодательного акта, студент учится умению составлять юридические документы. Осуществляя сбор нормативной и фактической информации по проведению декрета в жизнь, студент может сделать собственный вывод о том, как должен был решаться по закону вопрос о крестьянских землях и как он был решен.

Многие вопросы к документу в процессе его анализа на семинаре могут быть заданы в ситуативной форме и ответы на них даются в режиме вымышленной ситуации. Так, вопрос «Как Декрет о земле определял порядок конфискации помещичьего землевладения?» может быть задан с использованием элементов ролевой игры. При этом студент должен представить себя помещиком, явившимся на консультацию по этому вопросу в местный Совет. Другой студент как представитель власти должен подробно со ссылкой на статьи закона разъяснить порядок конфискации помещичьих имений. В ходе консультации «помещик» задает уточняющие вопросы: «Что из помещичьего имущества подлежало конфискации, а что оставлялось помещику?», «Разрешалось ли помещику оставлять хотя бы часть земли, чтобы как-то прожить?»

Студентам объясняется, что они должны дать полную и исчерпывающую юридическую консультацию по этому вопросу. Если они не прокомментируют все статьи закона, относящиеся к данному случаю, то их консультация будет неполной, а значит, неправильной. Подчеркивается, что если они не будут учиться умению давать юридические консультации, то в будущем не смогут добиться успеха в своей профессии, так как будут терять клиентов. Так использование ситуативного метода при изучении историко-правовых документов стимулирует профессиональную мотивацию студентов. При этом создается ситуация успеха, которая поощряет развитие у них компетентности и уверенности в себе. Через подобный метод студенты учатся анализировать и толковать современное законодательство.

В процессе анализа историко-правовых документов важное место отводится дискуссионным вопросам. По Декрету о земле предлагается подумать и ответить на такие вопросы: «Что провозглашается в декрете национализация или социализация земли?», «Как вы считаете, чьи аграрные требования провозгласил декрет большевистские или эсеровские?», «Согласны ли вы с утверждением о том, что с принятием Декрета о земле большевики отказались от своей аграрной программы?» В ходе обсуждения этих вопросов мнения студентов разделяются. Одни из них считают, что декрет провозгласил эсеровскую социализацию земли и проводил в жизнь аграрную программу эсеров. Другие доказывают, что Декрет закреплял большевистскую аграрную программу и национализацию земли. В итоге дискуссии на примере Декрета о земле студенты уясняют, что законодательные акты часто бывают противоречивыми. Они приходят к выводу, что компетентный юрист должен не только уметь находить противоречия в законодательстве, но и объяснять их причины, вызванные борьбой различных мнений, партий и группировок. Так формируется умение критически анализировать и толковать законодательство, без чего невозможно его правильное применение в юридической практике и в жизни. В ходе дискуссии студенты учатся умениям организовать ответ, отстаивать свою позицию посредством логически построенной системы доказательств и причинно-следственных связей, слушать и слышать другую точку зрения, проявлять терпимость (толерантность) к чужому мнению, соблюдать научную корректность, опираясь только на достоверные факты. Следует отметить, что многие студенты испытывают трудности при ответе на сложные, дискуссионные вопросы. У них слабо развиты навыки разговорной речи и умения аналитического мышления, им не хватает общей культуры, общих и специальных знаний по обсуждаемой теме, поэтому в дискуссии доминируют отдельные наиболее развитые студенты.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Система музыкальных занятий дошкольников в условиях ДОУ
Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое развитие ребенка, реализовать потенциальные возможности детей в музыкальной деятельности. Нами была разработана система музыкальных занятий, направленных на разви ...

Тематическое планирование курса
При разработке тематического плана по курсу "Материаловедение" мы опирались на Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1705 Техническое обслуживание и ...

Основные проблемы школьного самоуправления
В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детск ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru