Основными противоречиями и источниками конфликтов в этом процессе были и остаются проблемы, чему учить и как быть.
Система образования как социальный институт взаимодействует со всеми сферами общественной жизни. Поэтому на макроуровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом.
На среднем уровне линии противоречий проходят:
1) между администрацией (разного уровня руководством в системе образования), с одной стороны, и учителями (преподавателями) — с другой;
2) между администрацией и родителями;
3) между администрацией учебных заведений и учащимися.
На нижнемуровне противоречия проходят по линиям «учитель — ученик» и «родитель — ученик». Все вышеперечисленные конфликты можно условно отнести к вертикальным конфликтам.
Кроме вертикальных конфликтов на каждом уровне социально-педагогического процесса имеют место и горизонтальные конфликты.
Например, на макроуровне могут возникать противоречия и конфликты по поводу проводимой в обществе политики в области образования, воспитания, между основной частью граждан (гражданским обществом), с одной стороны, и высшими .руководящими структурами (государством) — с другой.
На среднем уровне возможны как вертикальные конфликты между различными уровнями управленческих подсистем в системе образования, так и горизонтальные между администрацией различных учебных заведений.
К среднему уровню можно также отнести горизоналъные конфликты типа «учитель —родитель», «учитель —учитель», «родитель — родитель».
На нижнем уровне возникают горизонтальные конфликты типа «ученик — ученик».
Обозначенные линии противоречий в наибольшей степени соответствуют основным видам взаимодействия в системе общего среднего образования.
Причины возникновения конфликтов на уровне взаимодействия «общество — образование» .можно выделить следующие:
1) отсутствие целостной и последовательной концепции новой образовательной политики (стратегии развития системы образования);
2) недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы образования. Скудность выделяемых средств ведет к таким негативным последствиям, как социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование государственных учреждений, голодовки и другие формы протеста, закрытие учебных заведений из-за нехватки средств на их содержание (отопление, электричество, ремонт и т.д.); крайняя неудовлетворенность работников образования материальным вознаграждением своего труда. Низкий уровень зарплаты вынуждает работников образования искать дополнительные заработки, что, безусловно, негативно сказывается на педагогическом процессе.
Вертикальные к горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация — учитель», «учитель —учитель»
и «администрация — администрация» по сути представляют собой типичные организационные конфликты.
Для учительских коллективов средней школы наиболее характерны следующие причины конфликтов:
1) нетактичное отношение друг к другу;
2) неудобное расписание занятий;
3) непродуманные нововведения в школе;
4) перекладывание чужих обязанностей на учителей;
5) неравномерное распределение педагогической нагрузки; , 6) административные и финансовые злоупотребления.
Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки.
Причиной роста напряженности и конфликтов в учительской среде является также незащищенность учителя от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников и самих учащихся.
Напряженную обстановку и конфликты в школьных коллективах создают и необоснованные льготы и привилегии, которыми пользуются определенные категории сотрудников.
Если обобщить причины конфликтов, имеющих место в учительской среде, то их можно свести к двум основным.
1. Проблемы общения, например, отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.
2. Устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу «начальник-подчиненный», в которой почти не остается место для нормального человеческого общения.
На линии взаимодействия «учитель — родитель» главным объектом возникновения конфликтов является ученик. Учителя, как правило, обвиняют родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания детей, а родители в свою очередь обвиняют учителей в предвзятом отношении к их ребенку и/ или в некомпетентности.
Конфликты типа «ученик —родители» в основном сводятся к следующим причинам:
Прочее о педагогике:
Задачи и содержание воспитания патриотизма и культуры межнациональных
отношений
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к ...
Анализ УМК на предмет представленности упражнений
для введения и закрепления лексического материала
Для анализа упражнений для введения и закрепления лексического материала рассмотрим учебник New Opportunities Russian Edition Elementary. Данный учебно-методический комплекс включает в себя учебник, который содержит 16 модулей, 4 раздела по истории и культуре России, каждый из которых состоит из 2 ...
Психологическая характеристика младшего школьного возраста
Младшее школьное детство - это период (6-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны: - доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоцио ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.