Образование сегодня » Педагогика и тенденции развития образования » Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе и причины возникновения конфликтов

Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе и причины возникновения конфликтов

Страница 1

Основными противоречиями и источниками конфликтов в этом процессе были и остаются проблемы, чему учить и как быть.

Система образования как социальный институт взаимодействует со всеми сферами общественной жизни. Поэтому на макроуровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом.

На среднем уровне линии противоречий проходят:

1) между администрацией (разного уровня руководством в системе образования), с одной стороны, и учителями (преподавателями) — с другой;

2) между администрацией и родителями;

3) между администрацией учебных заведений и учащимися.

На нижнемуровне противоречия проходят по линиям «учитель — ученик» и «родитель — ученик». Все вышеперечисленные конфликты можно условно отнести к вертикальным конфликтам.

Кроме вертикальных конфликтов на каждом уровне социально-педагогического процесса имеют место и горизонтальные конфликты.

Например, на макроуровне могут возникать противоречия и конфликты по поводу проводимой в обществе политики в области образования, воспитания, между основной частью граждан (гражданским обществом), с одной стороны, и высшими .руководящими структурами (государством) — с другой.

На среднем уровне возможны как вертикальные конфликты между различными уровнями управленческих подсистем в системе образования, так и горизонтальные между администрацией различных учебных заведений.

К среднему уровню можно также отнести горизоналъные конфликты типа «учитель —родитель», «учитель —учитель», «родитель — родитель».

На нижнем уровне возникают горизонтальные конфликты типа «ученик — ученик».

Обозначенные линии противоречий в наибольшей степени соответствуют основным видам взаимодействия в системе общего среднего образования.

Причины возникновения конфликтов на уровне взаимодействия «общество — образование» .можно выделить следующие:

1) отсутствие целостной и последовательной концепции новой образовательной политики (стратегии развития системы образования);

2) недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы образования. Скудность выделяемых средств ведет к таким негативным последствиям, как социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование государственных учреждений, голодовки и другие формы протеста, закрытие учебных заведений из-за нехватки средств на их содержание (отопление, электричество, ремонт и т.д.); крайняя неудовлетворенность работников образования материальным вознаграждением своего труда. Низкий уровень зарплаты вынуждает работников образования искать дополнительные заработки, что, безусловно, негативно сказывается на педагогическом процессе.

Вертикальные к горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация — учитель», «учитель —учитель»

и «администрация — администрация» по сути представляют собой типичные организационные конфликты.

Для учительских коллективов средней школы наиболее характерны следующие причины конфликтов:

1) нетактичное отношение друг к другу;

2) неудобное расписание занятий;

3) непродуманные нововведения в школе;

4) перекладывание чужих обязанностей на учителей;

5) неравномерное распределение педагогической нагрузки; , 6) административные и финансовые злоупотребления.

Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки.

Причиной роста напряженности и конфликтов в учительской среде является также незащищенность учителя от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников и самих учащихся.

Напряженную обстановку и конфликты в школьных коллективах создают и необоснованные льготы и привилегии, которыми пользуются определенные категории сотрудников.

Если обобщить причины конфликтов, имеющих место в учительской среде, то их можно свести к двум основным.

1. Проблемы общения, например, отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.

2. Устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу «начальник-подчиненный», в которой почти не остается место для нормального человеческого общения.

На линии взаимодействия «учитель — родитель» главным объектом возникновения конфликтов является ученик. Учителя, как правило, обвиняют родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания детей, а родители в свою очередь обвиняют учителей в предвзятом отношении к их ребенку и/ или в некомпетентности.

Конфликты типа «ученик —родители» в основном сводятся к следующим причинам:

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Методы экологического образования школьников в курсе глобальной географии
Экологические проблемы, по территориальному масштабу своего проявления, можно разделить на три группы: глобальные, региональные и локальные (местные). В курсе Глобальной географии экологические проблемы рассматриваются на планетарном уровне, как проблемы актуальные для всего мира. Как средства экол ...

Сущность понятие социально-педагогической поддержки младшего школьника
Подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и детей с дебильностью, зависят от отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. В ходе исторического процесса отношение к данному контингенту людей общества претерпевало значительные изменения: о ...

Особенности развития речи детей ясельной группы детского сада в рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Работа по развитию речи с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу по развитию речи наилучшим образом, педагог ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru