Изучив научную, психолого-педагогическую и методическую литературу и передовой педагогический опыт по данной проблеме, выделив особенности личностного развития младших школьников, обучающихся на дому и определив направления работы с детьми данной категории нами была поставлена цель: организовать систему мероприятий по психолого-педагогической поддержке младших школьников, обучающихся на дому на базе МОУ Покровская средняя общеобразовательная школа №2 Хангаласского улуса.
Нами изучен состав и количество учащихся, обучающихся на дому в г. Покровск Хангаласского улуса МОУ ПСОШ №2 класса надомного обучения (таблица 1).
Таблица 1/ Количество учащихся, обучающихся на дому
Район |
2004/05 |
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
г. Покровск |
33 |
30 |
35 |
44 |
36 |
Хангаласский улус |
79 |
79 |
77 |
74 |
69 |
Из анализа данных следует, что количество детей обучающихся на дому стабильно не снижается. Наблюдается тенденция увеличения количества детей, обучающихся по программе школ VIII вида и детей со сложными комплексными дефектами. Количество детей, обучающихся по программе массовой школы, ежегодно уменьшается, в течение года поступают дети, обучающиеся в период обострения заболевания или различных травм. На данный период количество младших школьников, обучающихся на дому, составило 15 учащихся, 6 обучаются по программе массовой школы, 4 по программе школ VIII вида, 5 по социально-ориентированной программе, из них 13 учащихся обучаются на дому постоянно.
Особенность обучения младших школьников на дому в том, что все дети разные: по возрасту, по развитию, по физическим и психологическим параметрам. Поэтому в наших условиях необходимо основательное изучение личности ребенка, его семьи и окружающей его среды. Иначе трудно будет выстроить приемлемую и продуктивную систему работы с учеником. В рамках психолого-педагогической работы была проведена опытно-экспериментальная работа с 7 учащимися, которая осуществлялась в следующих направлениях:
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьника. Проводилась она 2 раза в год – в начале и в конце учебного года. Совместно с психологом и логопедом мы разработали психолого-педагогическую карту; анкету ребенка, протокол тестирования, анкету для родителей, диагностическую карту личных достижений.
Развивающая психологическая и педагогическая работа (в течение всего года).
Консультативная работа с родителями, которая осуществлялась педагогом с учетом результатов диагностики.
Психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в обучении.
На первом этапе была проведена психолого-педагогическая диагностика детей с целью определения их готовности к школе (тесты на речевое развитие, зрительно-моторное, слуховое). Затем была составлена сводная таблица первых исследований готовности детей к школьному обучению (таблица 2).
Таблица 2/ Психолого-педагогическая диагностика детей с целью определения их готовности к школе
Возраст детей: |
Количество детей |
Доля от общего числа, % |
Особенности |
7-8 лет |
7 |
100 | |
Посещали детский сад |
4 (эпизодичес-ки) |
57,1 |
Трое детей не посещали детский сад из-за материальных затруднений в семье |
Общая осведом-ленность о мире: Хорошая Средняя Плохая |
- - 7 |
- - 100 | |
Степень развития речи: Высокая Средняя Низкая (ОНР) Нуждались в помощи логопеда |
- - 7 7 |
- - 100 100 |
Все дети с очень низкой степенью развития речи из-за органического поражения центральной нервной системы |
Пространственные восприятия: Высокий уровень Средний Низкий |
- 1 6 |
- 14,3 85,7 |
Почти у всех детей не сформировано зрительно-пространственное восприятие |
Логическое мышление: Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
- 2 5 |
- 28,6 71,4 | |
Психологическая готовность: Высокая Средняя Низкая Повышенная тревожность |
- - 5 2 |
- - 71,4 28,6 | |
Уровень развития мелкой моторики: Высокий Средний Низкий |
- 5 2 |
- 71,4 28,6 |
У всех детей недостаточно сформированы сложные координационные движения руки и графических движений. |
Гиперактивные |
1 |
14,3 | |
Медлительные |
2 |
28,6 |
У всех детей замедленный темп деятельности. |
Здоровье: I группа II группа III группа Имели хронические заболевания Часто болели |
7 4 |
100 57,1 |
У всех детей нарушения психического и физического здоровья, в т.ч. у двоих детей – тугоухость II-III степени. |
Прогноз успеш-ности обучения: Благоприятный Неблагоприятный Безуспешный |
- 7 - |
- 100 - |
Прочее о педагогике:
Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме творческого мышления
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемами творческого мышления начали заниматься сравнительно недавно в конце XIX - начале XX в. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных зарубежных и отечественных концепций творческого мышления, созданных в русле разных ...
Формирование логической сферы детей старшего дошкольного возраста
Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство эт ...
Разработка и реализация программы уроков физической культуры
игровой направленности в 6-7 классах средней школы
В последние годы наблюдается падение интереса школьников к урокам физической культуры и как следствие этого, низкая посещаемость занятий. Излишняя регламентация существующих программ и поурочных планов почти не позволяет учитывать разнообразие возможностей различных регионов России и специфику само ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.