У исследуемой нами группы детей имеются отклонения в развитии всех психических процессов, но особенно ярко нарушения проявляются в познавательной деятельности учащихся, в их мышлении.
Диагностика определяет относительный уровень развития ребенка, его потенциальные возможности, выявляет изменение уровней и те новообразования, которые происходят в нем. Нами была проведена диагностика готовности ребенка к школе. В исследовании были использованы простейшие способы диагностики уровня развития учебно-важных качеств, таких как социальная или личностная, психологическая, физиологическая готовность к обучению в школе.
Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Для определения уровня подготовленности ребенка к школе по социальной или личностной готовности нами предложена анкета для родителей «Оценка особенностей поведения ребенка 6-7- летнего возраста». Родителям предлагается оценить особенности поведения их ребенка за последние полгода – год (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Анализ результатов показал, что у 2 учащихся (20 – 11 баллов) скорее всего, трудности в воспитании обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и системы требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера; у 4 учащихся (10–6 баллов) негативные реакции являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания; у 1 ребенка (5 – 0 баллов) явное отставание от сверстников в своем развитии.
Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и свои качествам, его самооценку.
Изучение особенностей самооценки и соотношения реального и идеального «Я» мы провели с помощью методики «Лесенка» (рис. 1).
Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети и не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».
Рис. 1 Лесенка
После того, как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким бы хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку поставила бы тебя мама». Анализ проведенного исследования показан в таблице 3.
Таблица 3/ Изучение особенностей самооценки и соотношения реального и идеального «Я» с помощью методики «Лесенка»
Ученик |
Способ выполнения задания |
Тип самооценки |
1 (В. А.) |
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку. Считает, что мама и учитель должны оценивать его так же; аргументируя свой выбор: я хороший, самый лучший, самый умный, я все знаю. |
Неадекватно завышенная самооценка |
2 (Г. А.) |
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на среднюю, широкую ступеньку, объясняя свои действия, называет свои недостатки и достоинства, среди которых достоинств все же больше. |
Завышенная самооценка |
3 (Г. О.) |
Подумав, ставит себя на 2-ую ступеньку. А мама, как он считает, поставит его на 3-ю ступеньку. Почему, не объясняет, т.к. не может подобрать нужных слов. ОНР 1-2 уровня, отягощенное тугоухостью. |
Адекватная самооценка |
4 (И. С.) |
После некоторых колебаний поставила себя на 4-ую ступеньку. Определяет свои качества, в основном, отрицательные. Мама, как она считает, поставила бы ее на нижние 6-ую или 7-ую ступеньки. |
Заниженная самооценка |
5 (Н. А.) |
Без долгих раздумий поставил себя на 2-ю ступеньку, ничем не объясняя свой выбор. Просто так должно быть. Примечание: у данного ученика ОНР 1-2 уровня. |
Неадекватно завышенная самооценка |
6 (Ч. С.) |
Долго думая, поставил себя на вторую ступеньку, и мама, как он считает, поставила бы так же. Считает, что в основном он хороший, послушный, умный. |
Неадекватно завышенная самооценка |
7 (П. В.) |
Без долгих раздумий поставил себя на 2-ю ступеньку, ничем не объясняя свой выбор. |
Неадекватно завышенная самооценка |
Прочее о педагогике:
Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников
Работа на занятиях проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально- дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных иг ...
Психологическое воспитание подростков
Почти все исследования генетической психологии сосредоточены на детстве и юности – периоде формирования личности. От того, как меняется личность и ее самосознание после наступления половой и социальной зрелости, известно очень мало. Но детские и юношеские переживания можно правильно оценить только ...
Роль природного материала в сенсорном развитии детей
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являю ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.