В результате проведения опытно-экспериментальной, мы получили следующие результаты:
Результаты работы контрольного этапа показаны в диаграммах 7 и 8.
Диаграмма 7. Результаты работы контрольного этапа
Диаграмма 8
Как видно из диаграммы 7 и 8, тревожность осталась, но существенно снизилась (до 10%); познавательная сфера сформирована у 74% учащихся на среднем и высоком уровне. Если прогноз успешности обучения в начале года дал показатель 34% (столько учащихся не могли обучаться), то в конце года этот процент снизился до 10%
В настоящее время эти дети продолжают обучение. Один учащийся обучается в классе выравнивания МОУ ПСОШ №2, 1 учащийся - в СКШ IV вида, 1 ребенок обучается в ДХШ г. Покровска, одна ученица является лучшим читателем детской улусной библиотеки, двое учеников являются участниками республиканских конкурсов и соревнований, проводимых обществом инвалидов, шесть – активные участники вне учебной деятельности, еще один мальчик в летние каникулы участвует в волонтерском движении.
Первый год обучения все-таки создал фундамент для дальнейшего (и более успешного) продвижения в учебе.
Сегодня, чтобы не навредить ребенку, ему необходимо дать представление о физиологии, психологии, закономерностях возрастного развития и индивидуальных особенностях, а учителям создавать ему оптимальные условия для обучения и воспитания. Именно знание особенностей развития ребенка на этапе адаптации к школе дает материал для выработки средств и методов педагогического воздействия.
Обобщая все вышесказанное, можно дать несколько советов коллегам:
1. Обследование психологической готовности детей к школе необходимо начинать как можно раньше, чтобы внести коррективы в развитие ребенка.
2. Психолого-педагогическую работу по оказанию поддержки направлять на устранение недостатков в подготовке и развитии. При этом строить ее индивидуально и дифференцированно.
3. Если учителя волнует развитие детей и успехи каждого ученика, учитель обязательно будет соблюдать правила по отношению к учащимся с различной нервной системой.
4. По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать следующие правила:
не ставить их в ситуацию, вынуждающую давать быстрый ответ на неожиданный вопрос;
не требовать пересказывать только что усвоенный материал, лучше отложить опрос на следующий урок;
формировать у детей уверенность в своих силах; обязательно поощрять за старание, даже если результат далек от желаемого;
осторожно оценивать неудачи таких учеников;
в минимальной степени отвлекать этих учеников от работы, создавать им спокойную обстановку;
учить умению переживать неудачу.
Тактика по отношению к детям с сильной нервной системой:
разрешать делать непродолжительные перерывы в работе, практиковать смену видов деятельности;
тренировать усидчивость, помогать учиться терпению;
направлять их на поиск других способов работы, чередовать задания разных типов.
При работе с инертными детьми:
не требовать от них немедленного включения в деятельность – их активность возрастает постепенно;
помнить, что эти дети не могут активно работать с разнообразными заданиями;
не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах – этим ученикам необходимо время на обдумывание;
не спрашивать этих учеников в начале урока, так как они с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации;
избегать ситуаций, когда нужно получить быстрый ответ на неожиданный вопрос;
в момент выполнения этими детьми заданий не отвлекать их.
Проблема развития личности младше школьника, обучающегося на дому, формирование нравственно- этической ее сферы является одной из центральных задач педагогической психологии. Усилия педагога и психолога должны быть направлены на поиски результативных технологий, позволяющих ребенку приобрести сумму знаний и черт нравственно устойчивой и зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.
Прочее о педагогике:
Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой
Чтобы игра поэтапно формировалась, оказывая положительное влияние на развитие каждого ребенка, ею надо умело руководить. Руководство будет эффективным, если педагог опирается на знание показателей развития игры. Основные показатели развития игры: - в игре есть содержание, это те события, которые де ...
Игровые технологии, их роль и место в обучении профессиональному
иноязычному общению
Игра, как приема обучения, есть действенный инструмент управления учебной деятельностью (деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным. По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игр ...
Самоуправление педагогического и ученического коллектива; участие родителей
в школьном самоуправлении
Самоуправление педагогического коллектива: Говоря о базовой модели необходимо рассмотреть теоретическую концепцию школьного самоуправления. Современная средняя общеобразовательная школа – сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический и ученические коллективы, – разли ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.