мониторинг индивидуального развития учащихся (развитие памяти, внимания, мышления, состояние психологического здоровья и т.д.)
мониторинг индивидуальных достижений учащихся;
индивидуальное консультирование родителей;
организацию внеурочной деятельности учащихся, включающую взаимодействие с социумом.
Главное правило психолого-педагогической поддержки для данной категории школьников: дать возможность ребенку преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение; чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир, успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.
Таким образом, рассматривая организацию психолого-педагогической поддержки, мы опираемся на следующие принципы гуманистической педагогики: уважения и доверия ребенку, целостного взгляда на него, культуросообразности и природосообразности воспитания, сотрудничества с ним, индивидуального подхода к ребенку. Исходя из них, мы выделили следующие принципы организации педагогической поддержки:
обязательный учет психофизических, психологических и социокультурных особенностей учащегося;
поэтапность (последовательность) взаимодействия осуществления педагогических приемов;
комплексность подхода к процессу развития личности;
открытость взаимоотношений.
Мы уделяем особое внимание обучению ребят осознаванию того, что они делают и что с ними происходит. Способы для этого применяются самые разные:
устное обсуждение,
письменное анкетирование,
рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня или недели.
Для младших школьников эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, протекающих в той или иной образовательной ситуации.
Рефлексивный анализ ученических результатов убеждает их, что общие цели надо конкретизировать. Рефлексия деятельности по выполнению детьми конкретных целей создает в них уверенность в возможности достижения определенных результатов, и они стараются соизмерять формулируемые цели с реальными сроками и другими условиями обучения.
Психолого-педагогическая поддержка младших школьников, обучающихся на дому, выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности школьника, имеющего то или иное отклонение в развитии.
Опираясь на разное содержание специального коррекционного обучения школьников с нарушениями интеллекта, изучали действие некоторых факторов, которые значительно обогащают процесс формирования личности. Важным фактором в формировании личности аномального ребенка это не просто комплексное воспитание, а организация психолого-педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде личностного новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.
В данной школе оказывается психологическая и социальная помощь проблемным семьям. Организация такой работы позволяет улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями, между школой и родителями, между школьником и педагогами. Во время беседы, разговора с родителями особенно важна первая встреча. Поэтому ее следует продумать особенно тщательно: продумать все ее этапы, подобрать примеры-ситуации, подготовить все необходимые материалы консультации по острым проблемам. Родители всегда с большим интересом относятся к тому, как учится их ребенок, им интересно присутствовать на уроках и мероприятиях.
Прочее о педагогике:
Общая характеристика развития речи детей раннего возраста
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышаю ...
Практическое изучение влияния
уровня экспрессивной речи детей младшего школьного возраста с умеренной умственной
отсталостью на усвоение трудовых навыков
Эксперимент по исследованию влияния уровня развития экспрессивной речи детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью на усвоение трудовых навыков в условиях детских домов - интернатов проводился в ГУ РК "Кочпонский ДДИУОД" города Сыктывкар. Исследование проводилось ...
Особенности сексуального поведения подростков
В течение последнего столетия половая зрелость и сексуальная активность отмечаются во все более раннем возрасте. Об этом свидетельствуют многие труды выдающихся психологов, социологов, сексологов. В работе П.С. Варшавского подробно рассмотрены особенности сексуального поведения подростков. Обзор ис ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.