Эксперимент по исследованию влияния уровня развития экспрессивной речи детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью на усвоение трудовых навыков в условиях детских домов - интернатов проводился в ГУ РК "Кочпонский ДДИУОД" города Сыктывкар. Исследование проводилось в период с 15 по 25 октября 2011 года. Количество детей участвующих в исследовании - 20 человек, 10 девочек и 10 мальчиков с умеренной умственной отсталостью младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить особенности экспрессивной речи и особенности усвоения трудовых навыков умственно отсталыми младшими школьниками.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Провести диагностику экспрессивной речи детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Провести диагностику по усвоению трудовых навыков умственно отсталыми младшими школьниками.
Проанализировать результаты проделанной работы.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики.
Для исследования уровня развития экспрессивной речи детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью мы использовали "Тестовую методику диагностики устной речи младших школьников" Т.А. Фотекова, модифицированную логопедом кочпонского детского для детей с умственной отсталостью.
Данная диагностика состоит из пяти разделов, в которых в качестве критериев развития экспрессивной речи у детей выступают: номинативный словарь, звукопроизношение, предикативный словарь, словарь прилагательных, грамматический строй речи, связная речь.
Для исследования уровня усвоения трудовых навыков умственно отсталыми младшими школьниками была использована диагностика, составленная психологами и педагогами кочпонского детского дома.
Исследование трудовых навыков осуществлялось путем естественно педагогического эксперимента.
Наблюдение проводилось в трех видах трудовой деятельности: хозяйственно - бытовой труд, уборка жилища, территории, работа на участке.
Нами было проведено исследование уровня развития экспрессивной речи детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Таблица 1. Результаты исследования экспрессивной речи детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью (см. приложение 1)
ФИ |
Номинативный словарь |
звукопроизношение |
Предикативный словарь |
Словарь прилагательных |
Грамматический строй |
Связная речь |
Экспрессивная речь |
А. Катя |
в |
с |
в |
в |
с |
н |
с |
А. Евгения |
с |
в |
с |
н |
с |
с |
с |
Б. Карина |
н |
с |
н |
н |
н |
н |
н |
Г. Марина |
в |
в |
в |
с |
н |
с |
с |
Л. Светлана |
н |
с |
с |
н |
н |
н |
н |
Л. Валерия |
с |
н |
с |
с |
н |
н |
с |
М. Алия |
н |
в |
н |
н |
н |
н |
н |
П. Аня |
н |
с |
н |
н |
н |
н |
н |
Я. Таня |
с |
с |
н |
н |
н |
н |
н |
К. Олеся |
н |
с |
н |
н |
н |
н |
н |
Б. Илья |
н |
с |
с |
с |
с |
н |
с |
П. Никита |
с |
в |
с |
н |
н |
с |
с |
И. Андрей |
н |
с |
с |
н |
н |
н |
н |
К. Николай |
н |
с |
с |
с |
с |
н |
с |
Ч. Андрей |
н |
с |
с |
с |
н |
н |
с |
Э. Максат |
в |
н |
в |
с |
н |
н |
с |
К. Максим |
н |
с |
с |
н |
н |
н |
н |
З. Александр |
н |
с |
с |
н |
н |
н |
н |
А. Максим |
в |
с |
в |
с |
с |
н |
с |
А. Денис |
с |
в |
в |
с |
в |
н |
с |
Прочее о педагогике:
Исследования формирования
практических умений и развитие памяти у младших школьников
В обширном исследовании П.И. Зинченко сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – у испытуемых разного возраста. Л.В.Зайков и Д.М.Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами В исследованиях Н.А. Корниенко ср ...
Методы изучения коллектива и личности, применяемые учителем в
педагогической работе
Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко испол ...
Составление и апробирование комплекса упражнений на совершенствование
монологического высказывания
Чтобы составить систему упражнений, направленную на обучение монологическому высказыванию необходимо обратиться к школьной программе, чтобы определить какими знаниями и умениями должны обладать учащиеся на старшем этапе обучения. В соответствие с программой, с позиции монологического высказывания, ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.