Образование сегодня » Методика детских развивающих игр » Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой

Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой

Страница 1

Чтобы игра поэтапно формировалась, оказывая положительное влияние на развитие каждого ребенка, ею надо умело руководить. Руководство будет эффективным, если педагог опирается на знание показателей развития игры.

Основные показатели развития игры:

- в игре есть содержание, это те события, которые дети передают;

- любое содержание в игре отображается разными способами. Сначала дети осваивают предметные способы, потом – ролевые;

- отличительной чертой игр является самостоятельность и творчество детей;

- в игре дети вступают во взаимодействие друг с другом.

Рассмотрим усложнение сюжетно-ролевой игры в соответствии с выделенными показателями.

1. Содержание игры. С обогащением жизненного опыта игровые замыслы у детей становятся все интереснее и разнообразнее. В детских играх причудливо переплетаются реальные, сказочные, фантастические события. Возрастает количество игровых задач, которые ставят дети.

Задача руководства: обогащая жизненный опыт, содействовать появлению у детей разнообразных замыслов.

Одной из особенностей сюжетно-ролевой игры является принятие детьми роли взрослых. Поэтому детей интересуют иные, чем в сюжетно-отобразительной игре, стороны окружающей действительности. Сначала детей интересуют действия, которые выполняют взрослые, а потом – взаимоотношения и общение людей.

Задача руководства: побуждать детей принимать на себя роли взрослых, отображать в играх сначала действия людей, потом – взаимоотношения.

2. Способы отображения детьми окружающего в игре. В сюжетно-ролевой игре у детей хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. Становятся все разнообразнее игровые действия с игрушками. Если для решения игровой задачи дети не могут найти нужную игрушку или в игре им требуется какой-то необычный предмет, то они легко используют предметы-заместители. Причем в качестве заместителей могут брать как знакомые, так и новые предметы. По мере необходимости дети включают в игры воображаемые предметы, а иногда отсутствующие предметы или невыполненные действия они заменяют словом. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре дети легко варьируют освоенные на предыдущем этапе развития игры предметные способы решения игровых задач.

Задача руководства: совершенствовать у детей предметные способы решения игровых задач.

Важным изменением является то, что в сюжетно-ролевой игре формирование новых – ролевых способов отображения окружающего. Их нужно формировать с того момента, как дети начнут принимать роль и активно об этом заявлять. К ролевым способам относятся:

а) разнообразные, эмоционально выразительные движения, жесты, мимика;

б) ролевые высказывания;

в) ролевая беседа.

На начальном этапе сюжетно-ролевой игры формируют у детей ролевые действия и высказывания, в развитой сюжетно-ролевой игре все чаще вместо ролевых высказываний появляется ролевая беседа. Рассмотрим, как развиваются ролевые способы решения игровых задач.

Ролевые действия могут быть как разнообразные, так и однообразные, это зависит от впечатлений детей от деятельности того человека, чью роль они выполняют. Знания о труде взрослых дети получают на экскурсиях, во время чтения детской литературы и др. Ни в коем случае дошкольников не следует специально обучать определенным ролевым действиям, соответствующим тем или иным ролям – врача, продавца и др. Однако не только на разнообразии действий должно быть сосредоточено внимание педагога. У детей надо развивать эмоциональную выразительность движения, жестов, мимики.

Ролевые действия в играх сопровождаются ролевыми высказываниями, с помощью которых ребенок обращается к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, к взрослому, к сверстнику.

Постепенно от ролевых высказываний дети переходят к беседе. Она отличается тем, что играющие обмениваются логически связанными по содержанию фразами. Сначала ролевая беседа возникает по инициативе взрослого. Получив опыт общения, дети включаются в ролевую беседу друг с другом. С обогащением жизненного опыта детей беседа становится все разнообразнее и длительнее. Но в практике наблюдается такая тенденция: чем старше становятся дети, тем меньше они разговаривают в игре или их общение остается на примитивном уровне. Причина этого в том, что дети порой не знают, о чем можно поговорить, поэтому во время формирования ролевой беседы обязательно нужно демонстрировать взаимодействие и общение взрослых.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой
Чтобы игра поэтапно формировалась, оказывая положительное влияние на развитие каждого ребенка, ею надо умело руководить. Руководство будет эффективным, если педагог опирается на знание показателей развития игры. Основные показатели развития игры: - в игре есть содержание, это те события, которые де ...

Познавательный интерес и новые информационные технологии
Современные информационные технологии основаны на комплексном использовании различных типов информационных процессов в рамках единого технического комплекса на базе компьютерной техники. Информационные технологии (ИТ) – совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологи ...

Основные понятия составляющие содержание логико - математического мышления
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача дет ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru