Помимо признаков, образующих физический облик человека, на характер оценочного суждения влияют и другие компоненты оформления его внешности – одежда, прическа, украшения и др. Они могут указывать на деятельность человека (военная форма, рабочий комбинезон и т. д.), его национальность, свидетельствовать о вкусах, привычках, материальном достатке и пр. Оформление внешности человека оценивается с позиций усвоенных этико-эстетических норм субъектов восприятия.
Как мы рассмотрели выше, впечатление о человеке определяется присущими ему индивидуальными особенностями, а также его социальным фоном. Но полная характеристика данного впечатления – обобщенное или конкретное, положительное или отрицательное, полное или отрывочное, будет зависеть от личности самого субъекта восприятия.
Так, в экспериментах Г.В. Дьяконова выявлялись особенности формирования впечатления о людях у взрослых испытуемых и учащихся 8 – 10 классов. В итоге выяснилось следующее:
У субъектов восприятия, представляющих одну половою группу, впечатления о другом человеке оказываются более сходными, чем у лиц, представляющих разные половые группы.
У школьников, хорошо успевающих по гуманитарным предметам, любящих читать художественную литературу, оценочное суждение о человеке оказалось более полным и правильным, чем у их одноклассников, слабо успевающих по гуманитарным предметам и мало читающих художественную литературу.
В группе взрослых испытуемых характеристики людей были более полными и правильными у лиц с высшим гуманитарным образованием, работающих преподавателями.
С увеличением возраста испытуемые обнаружили тенденцию более пространно высказываться об объекте восприятия. Однако это необязательно сопровождалось возрастанием степени правильности впечатления. Так, у лиц, вступивших в пенсионный возраст, были отмечены наивысшая полнота впечатлений и резкое уменьшение их правильности.
Кроме перечисленных факторов, влияющих на характеристики воспринимаемой личности, выделяют механизм проецирования. Он заключается в том, что познающий субъект может приписывать другой личности черты и свойства характера, присущие ему самому.
На характер формирующегося оценочного суждения влияет также «теория личности » субъекта восприятия.
Так, Дж. Босом и A. Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, установили следующее:
Уверенные в себе люди, с нормальным уровнем самооценки, воспринимают окружающих как доброжелательных и позитивно настроенных по отношению к ним.
Лица же, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой, характеризуют других людей, как тяготеющих к холодности, агрессивно расположенных к ним.
Говоря о субъективных причинах познания людьми друг друга, необходимо отметить влияние сформированности у каждого человека системы понятий и ценностей, в которой находит выражение весь социально-перцептивный опыт личности. А именно: опыт познания людей, приобретенный посредством личных контактов, через художественную литературу, телевидение, театр и т. д.
Н. Гейдж и Л. Кронбах показали, что отношение, складывающееся у индивида к другим людям, в большей мере обусловлено его представлениями о структуре личности, т. е. о том, какие черты каким качествам должны в ней соответствовать. Например, оценивая человека как темпераментного, многие склонны к тенденции отзываться о нем, как о высокоэнергичном. Или, воспринимая его как доброго, часто приписывают ему и честность.
Таким образом, способность человека адекватно и объективно оценивать других людей, проявляется как интегральное свойство, напрямую зависящее как от признаков объекта восприятия, так и от особенностей самого субъекта познания, сформированности его ценностно-смысловой сферы, преобладающих интересов.
Анализ психологической литературы позволил прийти к выводу о том, что оценочный эталон представляет собой вариант ценностного отношения к другому, от качества которого зависит успех межличностного общения. Оценочный эталон – это такая интегральная характеристика, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств человека, которые способствуют эффективности деятельности. Достижение личностью такой гармоничной совокупности качеств предполагает осознанность действий и осведомленность в области требований субъектов восприятия. Требования, предъявляемые студентами к преподавателю, имеют довольно широкий спектр и касаются не только специальных знаний, умений и навыков, но затрагивают сферу познания и общения, личность в целом. В этой связи необходимым представляется теоретический анализ особенностей восприятия студентами преподавателя, включающих представления об идеальном педагоге и характере его соответствия представлениям о реальном педагоге.
Прочее о педагогике:
Классификация методов воспитания
Создание метода — это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в ни ...
Дидактическая концепция К.Д.
Ушинского как система развивающего обучения
В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин и другие. Теория разв ...
Нетрадиционные дидактические игры как средство развития логико – математического
развития
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Внедряя инновацио ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.