Для выявления полезности программы обучения по специальности «Социальная педагогика», отношения студентов к научной работе и исследования понимания места научной работы в формировании профессиональных компетентностей будущих специалистов был выбран метод анкетного опроса.
В исследовании участвовали студенты 4 и 5 курсов «Социальная педагогика» КрасГУ.
Анкета включает в себя 12 вопросов открытого и закрытого типа, позволяющих понять, каковы представления студентов о дисциплинах, преподаваемых в ВУЗе относительно их общей полезности, полезности для курсовой или дипломной работы студентов и для практики, а также что необходимо для улучшения данного курса.
Были рассмотрены общепрофессиональные дисциплины, дисциплины предметной подготовки, а общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины и общие математические и естественнонаучные были опущены, поскольку нас интересовали больше те предметы, которые играют роль для студентов в написании курсовой или дипломной работы и в практике.
Затем студенты предлагали, какие курсы необходимо добавить или продолжить при условии окончания этой дисциплины.
Что понимается студентами под научной работой, как они относятся к занятию наукой, в каких видах научных работ участвовали, как регулярно занимаются научной работой исследовано с помощью проведения анкетирования.
Нами было опрошено 18 студентов 4 курса, 21 студент 5 курса специальности «Социальная педагогика». Полученные результаты были статистически обработаны (Приложение 3, 4), проанализированы и сравнены с данными, полученными в результате анкетирования студентов 5 курса. Но дисциплины, которые не изучали студенты 4 курса, соответственно не оценивали. Выпускники оценивали все предметы, поскольку исследование проводилось в феврале 2007 года, когда все дисциплины были пройдены.
Результаты были проинтерпретированы и сравнены с данными студентов 4 курса. Также было проведено исследование у студентов биофизиков 4 и 5 курсов . Было опрошено 9 и 11 человек соответственно. Полученные результаты были статистически обработаны, проанализированы и сравнены между собой, а также с результатами опроса социальных педагогов.
Интерпретация результатов анкетирования социальных педагогов
Были получены достаточно полные данные, чтобы попытаться проанализировать различия и сходства студентов 4 и 5 курсов, а также ответить на главный вопрос нашей работы – как научная работа студентов влияет на развитие профессиональной компетентности будущих специалистов?
Интерпретировать начнем сначала оценивание социальными педагогами 4 и 5 курса изучаемых дисциплин, а затем попытаемся проследить разницу между курсами в ответах на одинаковые вопросы, и лишь затем будем строить предположения, почему происходит именно так.
1. Оценивая общую полезность и информативность каждого пройденного курса, большинство студентов 4 и 5 курса посчитали, что наиболее важными для них, как будущимх специалистов, являются такие дисциплины: Теория и методика воспитания Коррекционная педагогика Педагогическая психология Социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, Методика социальной работы с детьми группы риска и ряд других.
Остальные дисциплины были выбраны менее половиной студентов. Как видно курсы, необходимые им как будущим специалистам, ориентированны на практику, способствуют развитию именно тех профессиональных компетентностей, которые понадобятся будущим специалистам в их работе с детьми, с семьей в различных учреждениях.
Прочее о педагогике:
Планы конспектов уроков по технике аппликации
Урок 1. Раздел: Работа с бумагой. Тема: Выпуклая аппликация из бумажных полос Класс: 3 Цели: 1. Познакомить учащихся с историей ножниц; 2. Повторить способы аппликации; 3. научить делать выпуклую аппликацию из бумажных полос; 4. воспитывать аккуратность и терпение; 5. прививать навыки культуры труд ...
Понятие и содержание математических представлений у дошкольников
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций: сравнение, обобщение, классификация. Формирование элементарных математических п ...
Контрольно-оценочная деятельность на этапе начальной школы
Проблема оценивания знаний и стремления учащегося к знаниям, в особенности учащегося начального звена, всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда радикальные перемены охватили все общество. Продуктивное формирование оценочной деятельности, развитие оце ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.