Формирование современного специалиста, сочетающего высокий профессионализм с гуманистической направленностью личности, предусматривает выработку у студентов - будущих социальных педагогов активной жизненной позиции. В информационном обществе существенным образом повышаются требования к качеству подготовки специалистов. Высокий научный уровень студентов, умение самостоятельно проводить исследования и принимать решения – это одни из главных требований к выпускникам высших учебных заведений.
Обучение социальных педагогов в высших учебных заведениях России началось сравнительно недавно. Однако в этом процессе, к сожалению, не самое первое место занимает подготовка студентов к самостоятельному научному поиску. Поскольку специальность «Социальная педагогика» - одна из новых, то готовые рецепты как таковые отсутствуют.
Неотъемлемой частью современного высшего образования является участие студентов в научной работе. «Овладение методом научного исследования — эта последняя цель научного образования — может быть достигнута только путем вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего очагом научного исследования, преподаватель – активным исследователем, студент – участник научной работы, место занятий – аудитория, лаборатория – место, где открываются новые научные истины. Высшая научная школа – место, где соединяются преподавание и исследование» - по утверждению С.И.Гессена. Таким образом, в университете учение и исследование должны быть неразрывно связаны друг с другом. В университете существуют гуманитарные факультеты, ориентированные на практику (такие как психолого-педагогический) и естественнонаучные, ориентированные на науку (именно к таким относится кафедра биофизики). Научная деятельность социального педагога должна быть основана теоретически и проведена профессионально: с диагностикой и соответствующим анализом социальной ситуации, оценкой функциональных взаимодействий, которым подвергаются отдельный человек, семья или группа. В ВУЗе студент должен овладеть методологией и методикой научного исследования; приобрести навыки самостоятельного решения исследовательских задач; самоопределиться в научно-исследовательской сфере; самореализоваться в научном творчестве. Особенно эти задачи актуальны в рамках университетского образования, одной из целей которого является приобретение научного типа мышления.
Однако в образовательном стандарте социальных педагогов не предусмотрено «место» для научной деятельности.
Таким образом, мы преследуем цель – исследовать возможности, место научной работы студентов в формировании профессиональных компетентностей будущих специалистов.
Задачами дипломной работы являются:
· исследование цели, функций и содержания системы современного университетского образования в РФ;
· описание роли научной работы в формировании профессиональных компетентностей специалистов;
· изучение профессиональных компетентностей студентов различных факультетов ИЕиГН.
сравнение включенности в научную работу студентов различных факультетов. Объектом исследования являются особенности организации образования студентов различных факультетов в университете. Научная работа студентов различных факультетов КГУ в процессе обучения – предмет исследования дипломной работы.
Гипотеза исследования - роль научной работы и мотивация к ней у студентов различных факультетов зависят от организации учебного процесса, и места, которое уделяется её в учебных планах и при оценке качества образования.
При выполнении дипломной работы использовались следующие методы:
· метод критического анализа литературы;
· анкетный опрос студентов ИЕиГН
· изучение документов, учебных планов и стандартов;
· статистические методы обработки результатов анкетирования.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав («Требования к подготовке будущих социальных педагогов в системе высшего образования РФ», «Требования к подготовке социальных педагогов на психолого-педагогическом факультете КрасГУ», «Роль научной работы студентов в формировании профессиональных компетентностей будущих специалистов (эмпирическое исследование)») и заключения.
Прочее о педагогике:
Понятие закрепления знаний и его функции
Современный урок можно рассматривать как целостную структурно-функциональную систему, все элементы которой тесно взаимосвязаны, отражают основные положения современной дидактики и направлены на воспитание студентов и формирование их познавательной самостоятельности. Процесс закрепления знаний и уме ...
Этапы и методы опытно-экспериментального исследования
С целью подтверждения практикой теоретического положения исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа. В ней условно можно выделить три основных этапа. Первый этап – поисковый. На данном этапе на основе анализа психолого-педагогической литературы и данных собственного опыта р ...
Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возрата
Один из краеугольных камней осуществляемой в стране, реформы школы повышения эффективности воспитания и обучения на основе учета возрастных особенностей организма школьника. Правильное решение вопросов организации и методики проведения занятий, выбора средств, нормирования физических нагрузок, опти ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.