Образование сегодня » Место научной работы студентов в формировании профессиональных компетентностей будущих специалистов » Профессиональные компетентности будущих специалистов

Профессиональные компетентности будущих специалистов

Страница 1

Компетентность (профессионализм) является ценностью социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека. Она определяет возможность профессионального роста; побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков практической деятельности, освоению методов научного исследования процессов социальной среды.

«Понятие профессиональной компетентности социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» .

Термин «компетентность» можно определить как знания, опыт в той или иной области. Поскольку сами по себе знания не позволяют осуществлять деятельность в данной области, можно согласиться с определением, данным Дж. Бергоуном: «Компетентность - способность и готовность к выполнению задания. Она может включать знания, умения, понимание и волю».

Дж. Равен считает, что «компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия». Классифицируя виды компетентности, он выделяет высшие компетентности, которые вне зависимости от того, в какой конкретной сфере они проявляются, предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовать других людей для достижения поставленных целей, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий и т.п.

В.А. Извозчиков считает, что в содержание термина компетентность включаются три аспекта: «проблемно-практический - адекватность распознания и понимания ситуации, адекватная постановка и эффективное выполнение задач, норм в данной ситуации, готовность к непрерывному образованию с целью достижения . мобильности .; смысловой - адекватное осмысление ситуации в более общем контексте; ценностный - способность к адекватной оценке ситуации, ее смысла, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей». Автор обоснованно показывает несводимость компетентности к единству традиционных образовательных ценностей - знаний, навыков, отмечая, что в некоторых сферах деятельности на первое место выходит творчество или рефлексия, а также адаптация к внешней среде.

Социальную компетентность, с точки зрения Г.И. Сивковой, следует понимать как наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизированы и дают возможность гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации. При этом важный акцент делается на уверенность в себе, на положительную оценку своих навыков и способностей, широкий поведенческий репертуар и позитивный опыт решения личных и социальных задач. Формирование социальной компетентности представляет собой процесс овладения алгоритмами деятельности, позволяющими индивиду рефлексировать внешние предписания ситуации и реализовывать соответствующее влияние на нее, учитывая необходимость приспособления к социальным правилам и ожиданиям и неизбежные изменения социальных правил и институтов.

Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. называют семь характеристик социальной компетентности, в соответствии с которыми человек в состоянии:

1) принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;

2) забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

3) представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

4) правильно понимать желания, ожидания, требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Проблема классификации методов воспитания, их характеристика
Метод воспитания - способ организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направляемый на достижение целей воспитания путем усвоения детьми соответствующего содержания и активной самостоятельной деятельности по его применению для анализа и оценки поступков и поведения различных жиз ...

Исследование психологической диагностики учащихся
По методике мотивации учебной деятельности младших школьников Лускановой Н.Г. у учащихся было выявлено: Рисунок 3. Уровень школьной мотивации учащихся У 24% детей выявлен средний уровень школьной мотивации, учащиеся положительно относятся к школе, понимают учебный материал, внимательны при выполнен ...

Работа классного руководителя с родителями: задачи, функции и основные формы
Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества. В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонност ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru