5) анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представлений и включать эти знания в собственное поведение;
6) представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования; 7) отдавать себе отчет, что социальная компетентность предполагает уважение прав и обязанностей других людей.
Можно сделать вывод, что компетентность - это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и стандартами.
Социальная компетентность позволяет индивиду воспроизводить в своей деятельности присвоенный социальный опыт, формируя тем самым социальные позиции, характеризующиеся взаимопроникающими друг в друга определенными формами социального поведения, и социальные ожидания.
Представленный выше обзор позволяет утверждать, что в структуре социальной компетентности имеется ярко выраженная экономическая составляющая: эффективное выполнение конкретного действия, способность организовать других людей для достижения поставленных целей, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий; представления о том, как следует достигать цели наиболее эффективным образом, принимать во внимание ограничения социальных структур; позитивный опыт решения личных и социальных задач; адекватная постановка и эффективное выполнение задач, адаптация к внешней среде. Ядром профессиональной компетентности специалиста в социально-гуманитарной сфере является способность строить мысленные модели цели, объекта, предмета и процесса деятельности. Содержание этих моделей должно включать гуманистическое понимание личности, социальной среды, ее различных уровней и их взаимосвязи; способов взаимодействия человека и социальной среды; возможности влияния на социальную среду.
Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом — квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является основополагающим документом подготовки и профессиональной деятельности специалиста и содержит его должностные обязанности; характеристику труда; основные умения, которыми должен обладать выпускник того или иного учебного заведения либо практикующий специалист в данной должности. Наряду с владением профессиональными компетентностями социальный педагог должен быть гуманистом, обладать коммуникативными и организаторскими способностями, высокой общей культурой, чувством такта, способствующими установлению доверительных отношений, разрешению конфликтных ситуации, что является одной из приоритетных задач его социально-педагогической деятельности.
Необходимыми личными качествами социального педагога, обеспечивающими его профессиональную компетентность, являются следующие:
1. Профессиональная направленность личности выражается в адекватном понимании целей и задач профессиональной деятельности, наличие сформулированных профессиональных мотивов, устойчивых интересов, склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, относящихся к избранной профессии;
2. Профессиональное мышление. Оно проявляется в деятельности, в процессе решения задач и потому определяют ее успешность;
Профессиональное самосознание, то есть сознание личностью самого себя в профессиональной деятельности, во всем многообразии своих профессиональных качеств, возможностей, способностей. Действительно, о самой профессиональной компетентности социальных педагогов сказано уже достаточно много и различными авторами, и создателями Квалификационной характеристики специалиста, однако научная работа студентов как фактор формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов полностью не изучена.
Прочее о педагогике:
Сущность понятия качества образования
В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социаль ...
Моделирование фигурных чисел. Работа с “общим случаем”
При исследовании предметных и образовательных эффектов факультативного курса “Пифагорейское учение о числе и величине” было выдвинуто несколько предположений. Одно из них состояло в том, что факультативный курс “Пифагорейское учение о числе и величине” предоставляет детям новые ситуации для моделир ...
Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста на
занятиях по развитию речи
Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки – С, З, Ш, Ж, Р, – ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Сло ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.