Первым этапом нашей исследовательской работы был констатирующий эксперимент, который проходил в январе 2009 года. Исследовательская работа проводилась на базе – МОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 378», подготовительная к школе группа детей с задержанным психическим развитием.
В экспериментальную группу вошли дети старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием, МОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 378 », в количестве 10 человек
Цель констатирующего этапа исследования выявление наличного уровня мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи:
1. определение экспериментальной группы
2. уточнение диагностической методики и методики наблюдения за детьми, фиксация данных.
Методики исследования:
1. Анкетирование педагогов
2. Диагностическая беседа
Время проведения: вторая половина дня.
Форма организации: индивидуальная.
1. .Диагностическая беседа
Оборудование: бланк протокола-теста
- Как тебя зовут?
- Назови свою фамилию.
- Ой, какой ты взрослый!
- Скоро пойдешь в школу?!
Содержание беседы:
1. Ты хочешь учиться?
2. Почему (хочешь, не хочешь)?
3. Где ты хочешь учиться?
4. Когда ты пойдешь в школу?
5. Как ты готовишься к школе? Расскажи.
6. Кто тебя будет учить?
7. Чему тебя научит учительница?
8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником?
9. Кто тебе будет помогать в учебе дома?
10. Кому ты будешь помогать в школе?
11. Ты любишь, когда тебя хвалят?
12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником?
13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили?
14. Как ты хочешь учиться?
15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи.
Критерии и показатели мотивационной готовности
Таблица 1
Результаты обследования детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Уровни |
Количество детей |
Процентное соотношение | |
высокий |
1 |
10% | |
средний |
5 |
50% | |
низкий |
4 |
40% | |
итого |
10 |
100 % | |
Данные представлены в диаграмме
По окончании проведения обследования по диагностической беседе детям присваивался один из 3 уровней мотивационной готовности: высокий, средний, низкий.
Характеристика уровней мотивационной готовности детей с задержкой психического развития:
Высокий – относятся дети, которые имеют достаточно широкий круг представлений о школе (сформированы понятия), дети понимают роль учителя и ученика, готовы принять новое социальное положение школьника, понимают, что учение – трудоемкий процесс. Отвечая на вопросы, дети используют достаточное количество слов из школьной лексики. Можно считать, что у таких дошкольников к моменту поступления в школу сформирована внутренняя позиция школьника.
Прочее о педагогике:
Методика применения игровых приёмов при обучении иноязычной лексике
Какое же место игровые приёмы занимают на уроке английского языка? Необходимость постановки вопроса о месте игры в процессе обучения очень велика. К.Д. Ушинский советовал с самого начала обучения отделять занятие от игры и считал выполнение учебных заданий серьёзной обязанностью ребёнка. При этом о ...
Глобализация как фактор мультикультурализма
Одной из важнейших тенденций его развития становится глобализация. Она свидетельствует о реальных процессах сближения и тесного сотрудничества разных стран и народов. Одно из следствий этих процессов – объединение народов, наций и формирование новой общности, новой культуры, которая может быть опре ...
Приближённые вычисления в расчётных
задачах
В расчётных задачах по химии подавляющее большинство вычислений не выходят за рамки четырёх действий: сложения, вычитания, умножения, деления. При формулировании правил будем считать, что в записи числа с наименьшим числом десятичных знаков все десятичные знаки верные. Правила сложения Чтобы сложит ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.