Образование сегодня » Роль экскурсии в формировании практических умений у школьников младших классов » Исследования формирования практических умений и развитие памяти у младших школьников

Исследования формирования практических умений и развитие памяти у младших школьников

Страница 1

В обширном исследовании П.И. Зинченко сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – у испытуемых разного возраста. Л.В.Зайков и Д.М.Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами В исследованиях Н.А. Корниенко сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала. Большинство этих исследований направлено на вычисление того, как изменяются с возрастом продуктивность запоминания, его объём, скорость, длительность удерживания заученного материала. Именно в этом направлении пошли уже самые ранние исследования памяти, проводимые Джкобсом изучавшие запоминание однозначных чисел учащимися начальной и средней школы. Результаты всех этих исследования показали, что все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Память людей различается по нескольким параметрам: скорости, прочности, длительности, точности, объему заполнения. Говоря о людях с хорошей или плохой памятью, имея в виду общую недифференцированную характеристику памяти можно выделить также уровень развития у каждого человека по ее видам. Иногда одному человеку, для того чтобы лучше запомнить материал необходимо его прочесть, т.к. при запоминании и воспроизведении ему легче опираться на зрительную память, то другому легче опираться на слуховую память и акустические образы. Третьему легче запоминать и воспроизводить движение и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями. Все те или иные варианты восприятия материала стоит учитывать при разработке экскурсии.

Совершенствование формирования у младших школьников умений и навыков учения во многом зависит от единства во взглядах на сущность этих понятий. В педагогической литературе встречаются различные определения данных понятий. В одних случаях умения определяется как готовность к практическим действиям, выполняемых сознательно на основе приобретенных знаний . В других, как способности человека выполнять действия, приобретенные на основе знаний и опыта. Имеют место определения умений как практического действия, осознанной, преднамеренной интеллектуальной деятельности . В пособии по дидактике под редакцией М.А. Данилова и М.Н. Скаткина речь идет об умениях и навыках, которые являются усвоенным опытом различных способов деятельности. Эти и другие определения умений свидетельствуют об отсутствии единого подхода к данному вопросу. По-видимому, причиной этого является сложность понятия, многогранность его свойств. Следует также учесть, что подходы к определению данного понятия во многом берут свое начало в исследованиях психологов.

Особая роль в формировании у детей практических умений отводится начальной школе, так как именно здесь закладывается фундамент, без которого невозможно в дальнейшем сформировать у них умение самостоятельно приобретать знания. Однако содержание и структура практических умений в школьных программах не разработаны должным образом. Многие учителя не имеют представлений о том, как развиваются у учащихся те или иные практические умения, в какой взаимосвязи друг с другом они находятся, как влияют отдельные предметы на развитие различных умений, каким образом обеспечивается межпредметная координация этого процесса, как учитывается возможность переноса сформированных практических умений во внеурочную деятельность младших школьников. Обилие научно-методических материалов, где рассматриваются (как правило, с разных авторских позиций), отдельные стороны проблемы, не позволяет сформировать у учителя ясные, целостные представления о ее сущности и путях решения в школьной практике.

Все практические умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории: 1) общие, которые формируются у учащихся начальных классов не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике; 2) специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеющие применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах.

Процесс формирования практических умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Тематическое планирование курса
При разработке тематического плана по курсу "Материаловедение" мы опирались на Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1705 Техническое обслуживание и ...

Структура занятий
Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, ...

Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема
Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личнос ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru