Компьютерное средство обучения (КСО) − это программное средство (программный комплекс) или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определённых педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым.
КСО является средством, специально созданным для решения педагогических задач, т.е. использование в учебном процессе − его главное назначение. Средства, применяемые при обучении, но имеющие другое основное назначение и не реализующие педагогические функции, не относятся к КСО. Данное замечание представляется важным, так как широко распространена точка зрения, объединяющая в класс КСО любые программные системы, используемые в учебном процессе. Например, компьютерные презентации, применяемые преподавателями на лекциях, не относятся к КСО.
К компьютерным средствам обучения (КСО) относятся компьютерные (то есть реализуемые в той или иной компьютерной среде) учебники и задачники, тренажёры, лабораторные практикумы, справочники, энциклопедии, тестирующие, контролирующие и обучающие программы и некоторые другие педагогические программные продукты.
Информационные технологии (ИТ) в системе образования подразделяются на три группы, соответственно трём уровням их применения:
− ИТ, выступающие в качестве инструментария для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм образования и методов обучения. КСО на данном уровне обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с прочими (некомпьютерными) учебно-методическими средствами. Место КСО и возлагаемые на них функции определяются сложившимися принципами организации обучения;
− ИТ, способствующие развитию дидактики и методики;
− ИТ, обеспечивающие развитие функциональной и организационной структуры образования, воплощение их в новых формах.
Активная роль ИТ проявляется на втором и третьем уровнях. Она обусловлена тем, что, по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами, КСО обеспечивают новые возможности, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством.
Назовём основные преимущества КСО:
− создание условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы с КСО, а также темп учебного процесса;
− более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (особенно в адаптивных КСО, способных настраиваться на текущий уровень подготовки обучаемого и области его интересов);
− возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов (в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике);
− возможность представления и взаимодействия с виртуальными трёхмерными образами изучаемых объектов;
− возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
− возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;
Прочее о педагогике:
Методика организации аппликационных работ
Аппликация, т.е. изображение узора путём наложения на ткань кусочков другой ткани, может быть различна как по расцветке, так и по способу исполнения. Так обычно различают аппликацию цветную, тюлевую, бельевую. В цветной аппликации используются лоскутки различно окрашенной и различного качества ткан ...
Актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном
учреждении
Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения. Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о ...
Современные творческие методы проектирования
В общеобразовательных учреждениях имеется возможность смоделировать в обобщенном виде производственные отношения нового века и показать место и роль проектного творчества и личности в социуме. Педагогически эффективно моделировать такие ситуации, которые будут побуждать студентов к созданию новых т ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.